Биография Марка Захарова

Статья посвящена жизнеописанию великого человека, режиссера, общественного деятеля, литератора – Марка Анатольевича Захарова

«Обыкновенное чудо», «12 стульев», «Тот самый Мюнхгаузен» — вот неполный перечень любимых всеми нами фильмов, созданных этим гением. Среди театральных постановок, конечно же, следует отметить прогремевшую в свое время сперва на весь Советский Союз, а затем и на весь мир рок-оперу «Юнона и Авось», «Чайку», «Шута Балакирева», «Вишневый сад». Данный перечень можно продолжать еще долго. Ведь творец таких шедевров, как говорил Александр Ширвинд: «… явление штучное, огромное, уникальное, неповторимое…» – Марк Захаров! Биография его уникальна, полна множества взлетов и падений. Судьба подарила этому человеку шанс не быть посредственностью, и он воспользовался таким даром сполна. Его заслуги отмечены множеством наград и присвоением почетных званий. Многогранная личность – режиссер, актер, общественный деятель, педагог, литератор, сценарист. Таким он запомнится нам навсегда.

Содержание

Родился Марк Анатольевич в Москве 13 октября 1933 года. Его отец, Ширинкин Анатолий, и мать, Галина Сергеевна Бардина, были выходцами из дворянских родов. В то время такая «неблагополучная» родословная автоматически означала возникновение серьезнейших препятствий в судьбе. Не исключено, что именно по этой причине пришлось поменять фамилию на более благозвучную – Захаров. Плюс к тому же, пресловутая «5 графа» – с еврейскими корнями можно было смело ставить крест на своей дальнейшей сколько-нибудь значимой карьере в любой сфере деятельности.

В 1934 году отца посадили. Несмотря на его активное участие в революционных событиях на стороне Красной Армии, Анатолию Ширинкину инкриминировали антисоветский заговор.

Следует сказать, что 30-е годы в целом отличались установлением чудовищной сталинской диктатуры со свойственным для подобных режимов государственным террором. Малейшая кляуза, поступившая от кого бы то ни было в соответствующие «компетентные» органы, могла полностью перечеркнуть жизнь того или иного человека, а также его близких. Ломка судеб была настолько жестокой, что родственникам тех несчастных, которые попали под пресс данного Молоха, часто приходилось публично отказываться от своего родства с ними.

Не такой была семья маленького Марка. В лучших традициях жен декабристов, несмотря на огромную опасность и общественное порицание, его мама бросила свою учебу в театральной студии и отправилась вслед за мужем на лесоповал. На некоторое время маленькая квартирка, расположенная в детском доме, стала пристанищем для него самого, его няни и бабушки, заведовавшей этим учреждением. Чуть позже, когда отца перевели в Рязань и дали разрешение по выходным видеться со своей семьей, Галина Сергеевна вернулась в Москву. Со временем, а именно при демобилизации из армии после Второй мировой войны, с Анатолия Ширинкина сняли все приписанные ему ранее безосновательные обвинения. Однако уже в 1949 году он был снова выдворен из столицы из-за бывшей судимости и дворянского происхождения.

Нужно сказать, что решение связать свою жизнь с искусством далось Марку Анатольевичу далеко не сразу. Он даже пытался после школы поступить в один из архитектурных ВУЗов, а затем в военно-инженерную академию. Но на счастье своих будущих поклонников, не попал ни в одно из этих учебных заведений. Есть версия, что изначально его мама также противилась тому, чтобы у ее сына была актерская профессия. Но однажды, согласно этой же самой версии, ей приснился странный сон, в котором она четко увидела истинное призвание Марка. С тех пор его дальнейшая творческая судьба была уже полностью предопределена.

Тем не менее, данный тернистый путь сразу же начался с фиаско. В будущем талантливом режиссере приемная комиссии школы-студии МХАТ не рассмотрела задатков великого актера. Позднее к такому же выводу пришел и сам Захаров. В одном из интервью он утверждал, что ангел-хранитель натолкнул его на мысль заняться режиссерским делом.

А пока что на семейном совете было принято решение поступать в ГИТИС. И уже этот шаг увенчался успехом.

В 1955 году, по окончании своего обучения, Марк Захаров по распределению был направлен в Пермь. Очевидно, вновь дали знать о себе все та же «5 графа» и происхождение обоих родителей. Однако годы, проведенные в пермском драматическом театре, не прошли впустую. Даже наоборот, в то время он много пишет, делает, как говорится, свои первые «пробы пера» в режиссуре, активно участвует в «капустниках» и работает на радио.

В 1959-м Захаров возвращается в Москву и привозит с собой молодую жену. Справедливости ради нужно сказать, что Нина не была коренной пермячкой. Они познакомились еще в ГИТИСе. Получив диплом на год позже своего будущего мужа, Лапшинова уехала к нему в Пермь. Именно там молодая пара вступила в счастливый брачный союз, который продлился 58 лет, вплоть до самой смерти Нины Тихоновны в 2014 году.

В биографии Марка Анатольевича его жена оставила неизгладимый след не только, как человек, показавший, как и насколько можно быть счастливым в семейной жизни. Согласно высказываниям самого гениального режиссера, она была одним из тех очень немногих людей, к чьему мнению он всегда прислушивался и в своей профессиональной деятельности. Также, как признавались многие из имевших с ним дело современников, Лапшинова была чуть ли не единственным человеком, кто мог в чем-то даже перечить (но небезосновательно) своему великому мужу.

Все дело в том, что суровые условия, которые пришлось пережить в детстве и юношестве, наложили свой отпечаток на характер Захарова. И поэтому его всегда одновременно любили и боялись многие, даже именитые, актеры. В «Ленкоме», которым он управлял целых 45 лет, за ним закрепилось соответствующее прозвище – Мрак Анатольевич. И вот эту самую «мрачность» удавалось гасить только лишь его любимой Нине.

Сразу же по возвращении из Перми Захаров продолжил свою актерскую карьеру в театре имени Николая Васильевича Гоголя. Но проработал он там недолго. И уже практически через год его на сцене увидела публика московского Театра миниатюр, ныне именуемого Эрмитажем.

К 1963-му году Марк Анатольевич уже полностью утверждается в той мысли, что актерство – это не его стезя в искусстве. Ему все больше становится интересной режиссерская деятельность. Уже на новом поприще в Театре сатиры он ставит спектакли-аншлаги «Чудак-человек», «Проснись и пой», «Доходное место», «Мамаша Кураж и ее дети» и «Банкет». Но в полной своей красе его талант, как постановщика, раскрылся в уже упомянутом чуть выше театре имени Ленинского комсомола.

1973 год стал поистине знаковым в судьбе Марка Захарова. Именно тогда им был возглавлен «Ленком». Под своим началом он сумел собрать плеяду талантливейших актеров советского, а впоследствии и российского театра и кино. В их числе можно упомянуть Александра Абдулова, Инну Чурикову, Евгения Леонова, Николая Караченцова, Елену Шанину, Дмитрия Певцова, Александра Ракина и Ирину Алферову. Работала также под руководством собственного отца и дочь Марка Анатольевича, будущая народная артистка Российской Федерации, – Захарова Александра Марковна.

Творческие годы, проведенные в стенах «Ленкома», ознаменовались появлением таких шедевральных спектаклей, как «Юнона и Авось», «Чайка», «Шут Балакирев», «Вишневый сад», «Тиль», «В списках не значился», «Поминальная молитва», «Жестокие игры». О многих из них и до сих пор говорят, как о масштабных театральных событиях своего времени.

Не менее успешно складывалась и деятельность Захарова в кино. Первые пробы в кинорежиссуре относятся к 1972-му году в фильме-сказке «Стоянка поезда – 2 минуты». Затем свет увидели такие его работы, как «Убить дракона», «Тот самый Мюнхгаузен», «12 стульев», «Формула любви», «Дом, который построил Свифт», «Обыкновенное чудо». Абсолютно все эти киноленты до сих пор находятся на устах и с успехом периодически показываются на различных телевизионных каналах. Мало того, фразы из них, такие, к примеру, как, произнесенная персонажем Семена Фарады «Хочешь большой и светлой любви?… Тогда приходи сегодня вечером на сеновал…», уже давно ушли в народные массы и используются обычными людьми в их повседневной жизни.

Как личность, обладающая множеством талантов, Марк Захаров успел также оставить свой творческий след и на телевидении. Под его началом на «голубые» экраны по всей стране выходили такие телеспектакли, как «Две комедии Бронислава Нушича» (1969 г.), «Пир во время чумы» (1974 г.), «Именем Земли и Солнца» (1981 г.), «Диктатура совести» (1988 г.), «Ва-Банк» (2004 г) и многие другие. Среди одних из последних телевизионных работ следует отметить «Женитьбу» (2012 г.), «Пер Гюнт» (2012 г.) и «Небесных странников» (2014 г.).

На педагогической ниве Марк Захаров дебютировал в 1983 году, когда начал работать в своей родной альма-матер – ГИТИСе профессором кафедры режиссуры.

Еще одной важной вехой в его жизни стала общественная деятельность. С 1973 и по 1991 годы Марк Анатольевич был членом Коммунистической партии Советского Союза. Расстался с данным политическим объединением весьма нестандартным и даже феерическим способом – сжег свой партийный билет во время одного из прямых эфиров программы «Взгляд» на телевидении. В эфире этой же программы буквально за 2 года до того выступил с откровенным заявлением по поводу необходимости захоронения тела Ленина, согласно всем христианским канонам. В том же 1989 году был избран депутатом Верховного Совета СССР от Союза театральных деятелей. Соответственно, являлся действительным членом этого Союза, а также членом Союза писателей Москвы, Союза кинематографистов Российской Федерации, Национальной академии киноискусств и наук России, а также Российской академии кинематографических искусств «Ника». Ему также было присвоено звание почетного члена Российской академии художеств. Наконец, стоит отметить, что Марк Анатольевич принимал активное участие в консультативном Совете по вопросам культуры при Президенте РФ в 1992–1993 годах. Во время правления последних двух Президентов он не был включен в состав данного Совета. Однако свою активную гражданскую позицию продолжал проявлять в других, только что указанных организациях и направлениях.

Интересную страницу биографии Захарова открывает его литературное творчество. В разное время он стал автором нескольких произведений:

За свою успешную многолетнюю деятельность на разных поприщах Марк Анатольевич Захаров получил множество наград, наиболее значимыми среди которых являются:

Он также являлся лауреатом следующих премий:

Наконец, заслуги этого великого человека отмечены несколькими почетными званиями:

Марк Анатольевич Захаров скончался 28 сентября 2019 года, не дожив до собственного 86-летия буквально несколько дней. Ушел из жизни великий человек, и вместе с ним ушла целая эпоха. Уже, к сожалению, давно нет в живых многих из тех звезд, у кого учился, с кем дружил и даже некоторых тех, кто был взращен под крылом Марка Захарова. Их нет, но великие творения остались с нами и продолжают радовать даже сейчас, спустя многие десятилетия.

И вместе с ними в образах собственных героев живут и знаменитые актеры не столь давнего прошлого. Вот Семен Фарада устами сыгранного им персонажа предлагает отведать большой и чистой любви на сеновале невинной, но красивой деревенской девушке, прекрасно сыгранной Александрой Захаровой. А вот второй слуга (Абдулов) усмиряет не в меру разбушевавшийся пыл того же самого героя известием о том, что любви не получится, поскольку девушка со своим дядей-кузнецом туда придет. Ничего не выходит также и у их экранного хозяина. Граф Калиостро (Нодар Мгалоблишвили), даже сейчас вот буквально на наших глазах «остается с носом», поскольку на самом деле ничего не смыслит в настоящей любви. Он всегда ведь использовал это чувство исключительно во имя достижения каких-то собственных, чаще всего попросту меркантильных, целей. А вот когда довелось полюбить самому, он, великий маг и всемогущий волшебник, вдруг терпит крах. И тем больнее, тем печальней для его уязвленного честолюбия развивающиеся события, что его противник не какая-то именитая шишка, а простой, практически ничего еще не смыслящий в жизни, парень. Граф, правда, упускает один очень важный нюанс: этот парень умеет любить и способен принимать любовь в ответ. А на что способен Калиостро? Добиваться своего обманным путем?

Фильмы и спектакли Марка Захарова не просто по-настоящему добрые. Они обязательно чему-то учат, служат наставлению зрителя на путь истинный, пусть и сложный, но единственно верный! Любой персонаж, кого ни возьми, даже эпизодический, всегда прописан настолько хорошо, настолько правдиво, что где-то поневоле можно узнать собственного начальника-самодура, сыгранного блистательным Леоновым в роли короля из фильма «Обыкновенное чудо». В другом же месте вдруг начнет прорисовываться образ мечтательного чудака с достаточно амбициозными замашками спасти весь мир, каковым на кинопленке был запечатлен Мюнхгаузен Олега Янковского. А уж «детей лейтенанта Шмидта», таких же точно, как и киногерой Андрея Миронова в фильме «12 стульев», всегда можно было и, есть подозрение, что и в будущем можно будет встретить на наших улицах.

Все без исключения произведения талантливого режиссера навсегда останутся актуальными. Они есть тот самый памятник нерукотворный, который себе воздвиг Марк Захаров. Биография этого человека – один постоянный и непрерывный акт творения, растянувшийся на всю его достаточно продолжительную и в физическом плане, и в творческом аспекте жизнь. И если кто-то из нас все еще задается вопросом о том, как надо жить, то ответ нужно искать в судьбах великих людей прошлого и настоящего. Жизнеописание Марка Анатольевича является ярким примером, образцом, достойным и подходящим для подражания в любых обстоятельствах, в любых условиях, в каких только может оказаться человек!

Марк Захаров. Я оптимист, но не настолько…:

Возможно вам также будет интересно узнать краткую биографию Шекспира.

4 октября 2022, 15:02 | Просмотры: 8230 | Категория: Знаменитости | Автор: Alexandra Druzhinina

Добавить новый комментарий

Для добавления комментария, пожалуйста войдите

0 комментариев