Средневековье – очень долгий и важный этап истории и пусть в кинематографе он освещён не так хорошо, как более близкие к нам века, всё-таки снято на эту тему очень много лент. Все не пересмотришь, нужно выбирать. Мы это сделали и выбрали не просто самые высоко оценённые критиками и зрителями исторические фильмы: в этот список лучших фильмов о средневековье включены те, что добавляют важные детали к его картине. Каждая из представленных лент – ещё один этап, который проходил кинематограф, каждая повлияла на его видение в кино и сериалах следующих лет. Потому фильмы представлены в порядке выхода.

«Седьмая печать» (1957)

«Седьмая печать»

Режиссер: Ингмар Бергман

Рыцарь Антониус Блэк и его оруженосец возвращаются в Швецию после Крестового похода. Но дома чума, и Смерть приходит забрать рыцаря – он предлагает партию в шахматы с условием, что пока не проиграет, останется в живых. До выхода «Седьмой печати» Бергман снял 16 фильмов и был известен как комедиограф – после он стал всемирно признанным великим режиссёром. Картина по его собственному сценарию разделила саму историю кинематографа, окончательно утвердив фильмы в статусе настоящего искусства, где уместен разговор на вечные темы, и многие режиссёры затем вдохновлялись ей.

Потому именно «Седьмая печать» должна возглавлять список лучших фильмов про средневековье, ведь многие последователи используют её как фундамент. Бергмановское средневековье неуютное, чёрно-белое, апокалиптическое и вечное. В фильме исследуются самые мрачные средневековые сюжеты: чума, пляска смерти, флагелляция, одержимость смертью, охота на ведьм.

При создании визуального ряда режиссёр вдохновлялся работами великих художников, в первую очередь Дюрера и Пикассо, и фильм получился чрезвычайно стильным с резкими и запоминающимися визуальными образами. Это тем более удивительно, если учесть, в каких стеснённых обстоятельствах он снимал: студия не верила в фильм и согласилась профинансировать его лишь из-за того, что комедийные ленты Бергмана пользовались популярностью – но по минимуму, а на съёмки было выделено 36 дней. Так, финал картины, ставшей одним из образцов кинематографического искусства, получился таким лишь из-за того, что Бергману понравилось облако необычной формы на небе. Актёры уже уехали со съёмочной площадки, а потому участниками Пляски смерти стали люди из съёмочной группы и прохожие.

«Седьмая печать» показывает очень мрачное средневековье:

«Андрей Рублев» (1966)

Визуальный ряд картины подчёркнуто монохромен

Режиссер: Андрей Тарковский

Андрей Рублёв – величайший русский иконописец, но о его жизни известно очень мало, почти ничего. Андрей Тарковский практически полностью выдумал его биографию, так что историческим в полной мере фильм не назвать, однако он создаёт живую и подлинную картину быта Руси в средневековье. Андрей Рублёв то оказывается на войне, то вступает в религиозные диспуты, поддаётся плотским соблазнам, празднует – и всё это время продолжает создавать иконы. Герой произведения становится ответом Тарковского ренессансным героям Европы, а сам режиссёр находится в диалоге с европейской культурой.

В созданной им средневековой Руси для тела только мучения и запреты: людей там убивают, насилуют и ослепляют, запрещают скоморошничать и даже голыми купаться на праздник Ивана Купалы. В этом средневековье Тарковского схоже с показанным Бергманом, но чем больше преград, тем ярче торжество духа, в финале фильма передаваемое тем, что иконы становятся цветными – это наступление Возрождения, пусть даже на Руси его несёт лишь один человек. «Андрей Рублёв», без сомнения, вошёл в число не только лучших исторических фильмов, но и в золотой фонд кинематографа – а там совсем немного лент о средневековье.

Русское средневековье больше нигде не было показано так сильно:

«Лев зимой» (1968)

Праздник будет непростым для королевской семьи

Режиссер: Энтони Харви

Стареющий английский король Генрих пообещал назвать наследника на Рождество 1183 года. На праздник прибывает вся семья, король даже освобождает свою жену Алиенору Аквитанскую из заточения, где она пробыла последние десять лет за участие в заговоре против него. Прибывают все трое сыновей Генриха и даже король Франции – его враг. Отношения всех этих людей стали сложным клубком из противоречий, а объединены они только тем, что жаждут власти и ради неё готовы на любой обман.

Что фильм поставлен по пьесе очень чувствуется: он так и остался театральным, игра актёров ярко передаёт всё многообразие эмоций, испытываемых друг к другу членами королевской семьи. Ансамбль подобрался звёздный: Питер О`Тул, Кэтрин Хэпбёрн, Энтони Хопкинс, Тимоти Далтон. В столкновении характеров их героев и проявляется дух средневековья, как его понимают создатели фильма. Династическая борьба в целом соответствует историческим событиям, хоть и служит в большей степени для того, чтобы показать драму старого короля из-за желания сохранить страну теряющего те остатки семейной любви, что у него были. Картина получила три «Оскара», немало других наград и по праву входит в список лучших исторических фильмов.

Королева Алиенора прибывает ко двору:

«Декамерон» (1970)

Фильм пересказывает книгу, написанную в XIV веке

Режиссер: Пьер Паоло Пазолини

Пазолини считается фигурой неоднозначной, его фильмы пропитаны эротизмом – но, чтобы перенести на большие экраны знаменитый «Декамерон», его стиль подошёл как нельзя лучше. Пазолини посмотрел на произведение под другим углом: героев Боккаччо обычно принято представлять богатыми и элегантными молодыми людьми, а в этом фильме режиссёр предлагает полюбоваться совсем не парадным ликом средневековья. В палитре ленты больше всего коричневого, а средневековье предстаёт грязным и неприглядным: в какой-то степени Пазолини следует за великими предшественниками.

Но не во всём, ведь даже при грязи вокруг средневековый мир Пазолини очень живой и полный страстей, а все населяющие его герои чрезвычайно жизнелюбивы; и пусть во многом этот взгляд навеян временем, в котором жил сам режиссёр (сексуальной революцией 1960-х), он тоже очень интересен и созвучен произведению Боккаччо, чем и заслуживает место в списке лучших.

Средневековье у Пазолини грязное и страстное:

«Ланселот Озерный» (1974)

Рыцарское средневековье

Режиссер: Робер Брессон

Если в «Процессе Жанны д`Арк», вышедшем в 1962 году, Робер Брессон очень скрупулёзно воссоздавал исторические детали в соответствии со всеми сохранившимися документами, то в «Ланселоте Озёрном» за основу берутся события легендарные. Но именно этот фильм во многом сформировал то, как показывают средневековье в современном кинематографе: если предыдущие в основном обращались к другим темам, то он выстроен вокруг центральной для средневековья тематики – рыцарства.

Сэр Ланселот возвращается, так и не отыскав Святой Грааль, и намеревается посвятить себя Богу. Гвиневра, его возлюбленная и жена Сюзерена, пытается его отговорить, а происходит всё это на фоне распада круга рыцарей Круглого стола – эпоха уходит. Фильм минималистичен, в нём почти нет декораций, а герои неповоротливы и говорят неестественно, словно только сошли со фрески; он и визуально напоминает живопись раннего Ренессанса. Понравится такой подход не каждому, но в список лучших столь значимый фильм не включить точно нельзя.

Рыцари у Брессона закованные в железо, тяжёлые и неповоротливые:

«Монти Пайтон и священный Грааль» (1975)

«Монти Пайтон и священный Грааль»

Режиссеры: Терри Гиллиам и Терри Джонс

В 1975 году наступила эра пародий на фильмы про средневековье – исторические и не очень. Открыла её известная группа «Монти Пайтон», задав высочайшую планку. Хорошая пародия возможна только со знанием предмета, то есть эпохи и самих пародируемых картин. И оно у участников группы было: Терри Джонс известен не только как комедиант, но также и автор книг о средневековье, а уж отсылки к Пазолини, Брессону, Бергману сложно пересчитать – как прямые, так и очень изящные.

В пародии «Монти Пайтона» чувствуется любовь к тематике и образованность авторов, ведь откровенно карикатурные скетчи сочетаются здесь с серьёзными социальными вопросами. Казалось бы, непросто их поднимать, когда оруженосец изображает стук копыт при помощи кокосового ореха, но у Гиллиама и Джонса вышло.

Схватка короля Артура и Чёрного Рыцаря стала одним из самых запоминающихся моментов картины:

«Экскалибур» (1981)

Фильм примечателен отличными декорациями

Режиссер: Джон Бурмен

Сюжет фильма Бурмена был основан на средневековом романе «Смерть Артура», но к экранизации режиссёр подошёл вольно, и «Экскалибур» продолжает ряд лент, повествующих о настоящем средневековье – как его понимают создатели, без романтизации, с кровью и грязью. Хотя есть в фильме красавицы, золотые диадемы, звуки волынки и шумные празднования – это уже не «страдающее средневековье» Бергмана, есть здесь место и веселью.

Ставшая в те времена популярной тема «артурианы» здесь раскрывается с новой стороны: фильм наследует пеплумам середины века, но дополняя их новым опытом исторических фильмов 60-х. Есть здесь и отзвуки легенд, и даже эхо «Властелина колец», над сценарием экранизации которого Бурмен работал в начале 70-х, но так и не снял фильм. «Экскалибур» вполне достоин попасть в список лучших.

Эстетика «Эскалибура» близка к фэнтези:

«Плоть и кровь» (1985)

Верховен стал первопроходцем натурализма в Голливуде

Режиссер: Пол Верховен

Картина Верховена опередила время: по духу она изрядно напоминает «Рим» и «Игру престолов», так что смотрелась бы куда уместнее в виде сериала уже в 2010-е. Фильм нарочито кровав и эротичен, он показывает наёмников и их кровавое ремесло: но битвы и осады, при том, что показаны прекрасно, оказываются не так важны, как интриги, и судьбы решаются не на поле боя, а за столом или в постели. Как же знакомо для современного зрителя это звучит! Неудивительно, что «Плоть и кровь» хорошо смотрится и сейчас, и этим заслуживает своё место в списке лучших исторических картин, даже несмотря на то, что Верховен весьма вольно обошёлся с самой историей.

Воинские умения не столь важны, как навыки интриги – созвучно современному видению средневековья и кинематографе:

«Имя розы» (1986)

Режиссер: Жан-Жак Анно

Вместо королей и героев «Имя розы» предлагает погрузиться в средневековье с неожиданной стороны: это детектив, разворачивающийся в монастыре. Благодаря прекрасной литературной основе, роману писателя и медиевиста Умберто Эко, средневековый монастырский быт воссоздан в фильме с небывалой детальностью, а интрига сохраняется до самого конца – хоть «Имя розы» и не про неё.

При помощи детективной интриги Эко привлекает внимание читателей, а фильм и зрителей, к вопросам, которые могут показаться скучными, как трактовки номинализма и диспуты о бедности Христа, и преподносит их с таким мастерством, что они вызывают живейший интерес. Фильм не так тонок, как книга, и всё равно очень хорош – находиться в списке лучших исторических произведений он заслуживает полностью.

Детектив в средневековье – штука очень редкая:

«Робин Гуд: Принц воров» (1991)

«Робин Гуд: Принц воров»

Режиссер: Кевин Рейнольдс

Наряду с королём Артуром и рыцарями Круглого Стола, благородный разбойник Робин Гуд – английский герой, известный всему свету. И тоже персонаж скорее легендарный, чем реально существовавший: во всяком случае вымышлены подробности его биографии. Из посвящённых ему фильмов стоит выделить этот: пусть отзывы о нём и неоднозначны, но он не превращается в непримечательный боевик, как некоторые современные экранизации истории Робина из Локсли, а обладает самобытностью.

Фильм не привносит нового в историю Робина, но показывает известную историю цельной, делает это хорошо и даже довольно жёстко – а дополняет это сильный актёрский состав во главе с Кевином Костнером, окончательно закрепляющий фильм в списке лучших.

Самая успешная в прокате экранизация приключений Робина Гуда:

«Храброе сердце» (1995)

Кинофильм «Храброе сердце»

Режиссер: Мэл Гибсон

Эта картина мгновенно возвела Мэла Гибсона, прежде обладавшего лишь актёрской славой, в ранг одного из лучших голливудских режиссёров: его работа была отмечена «Оскаром» и «Золотым глобусом», получил фильм и множество других наград. Его нахождение в списке лучших исторических лент не вызывает никаких сомнений. Гибсон вернул в картины о средневековье подлинную героичность: борец за независимость Шотландии Уильям Уоллес была показан им как исключительно храбрый и благородный человек, сражающийся за правое дело.

Из-за этого фильм иногда называют наивным, но ведь такие картины тоже нужны: «Храброе сердце» не в пример проще «Льва зимой» или даже «Экскалибура» (не говоря уже о произведениях Бергмана и Тарковского), оно просто показывает героическую сказку, а фоном служат исторические декорации, но при этом битвы сняты реалистично, даже натуралистично, и это заставляет в сказку поверить.

Фильм полон масштабных баталий:

«Жанна д`Арк» (1999)

Мила в фильме «Жанна д`Арк»

Режиссер: Люк Бессон

Застав родную деревню в огне, юная Жанна отправляется к дофину Карлу, желая попасть во французское войско и принести мир в родную страну. Она быстро завоёвывает славу и наносит англичанам несколько болезненных поражений… Продолжение этой истории известно всем из учебников, да и не раз уже выходили исторические фильмы про Орлеанскую Деву. Люк Бессон от исторической канвы тоже отклоняется мало, но привносит свой узнаваемый стиль. Не всем он пришёлся по нраву в историческом антураже, но уж чего у этой картины точно не отнять – её яркость. Кто-то её любит, а кто-то ругает на чём свет стоит – в любом случае, стоит посмотреть и составить собственное мнение. За яркость версия жизни Жанны д`Арк от Люка Бессона и попала в этот список лучших фильмов о средневековье.

Ещё одна лента, богатая на масштабные схватки – но принята она была менее благосклонно:

«История рыцаря» (2001)

Кадр фильма «История рыцаря»

Режиссер: Брайан Томас Хелгеленд

После гибели хозяина – прославленного турнирного бойца, оруженосец Уильям понимает, что вот-вот останется у разбитого корыта. Он решает прикинуться господином и принять участие в турнире вместо него: поначалу выступает неуверенно, но ему везёт, а едва почувствовав сладость победы он отправляется навстречу новым вызовам. Это самое настоящее рыцарское кино: без излишнего драматизма, зато с приключениями, юмором и схватками.

Фильм довольно лёгкий, но не скатывается в пародию, так что порекомендовать его можно всем, кому хочется увидеть светлую сторону средневековья: может быть, его и не отнести к историческим, но романтическую сторону рыцарства он раскрывает очень хорошо – за это и получает место в списке лучших.

Фильм для любителей рыцарских турниров:

«Царство небесное» (2005)

Режиссер: Ридли Скотт

Юному Бэлиану приходится бежать из Европы в Святую землю, за которую много лет ведут борьбу крестоносцы. Он присоединяется к одному из их отрядов, становится рыцарем и клянётся служить королю Иерусалима. Ридли Скотт взялся за благодатную тематику: исторические фильмы мало затрагивают крестовые походы, а ведь они очень интересны и насыщены событиями.

Тут и выдумывать ничего не надо: режиссёру не пришлось переносить события из других лет, он вообще почти ничего не изменил, и всё показанное в фильме на самом деле случилось во время Второго крестового похода в 1187 году. А показал он многое: зрителя ждёт целый вихрь событий в эффектной постановке и в прекрасных декорациях средневековой Святой Земли.

«Царство небесное» по праву в списке лучших, как сильное и красивое зрелище, пусть даже и не отличающееся глубиной.

Два мира сходятся в новом противостоянии:

«Вальгалла: Сага о викинге» (2009)

«Вальгалла: Сага о викинге»

Режиссер: Николас Виндинг Рефн

Викинг с прозвищем Одноглазый вырывается из шотландского плена и встречается с крестоносцами, после чего решает отправиться вместе с ними к Святой земле. На их пути встаёт туман, из-за которого они попадают в неведомые земли. Не смотрите на название: «Вальгалла» похожа на боевик разве что поначалу. Это скорее философская притча, для которой больше всего подходит средневековье в качестве антуража.

Режиссёр создаёт свой канон, в нём нет места сложившимся по другим фильмам стереотипам – этим лента и ценна, и заслуживает своё место в списке лучших. Хотя источники для вдохновения видны, и в первую очередь это Тарковский: фильм разбит на отдельные главы как «Андрей Рублёв», сама идея во многом напоминает «Сталкера», много к нему и визуальных отсылок. Немало картина черпает и из мифологии, в первую очередь скандинавской.

Фильм представляет собой набор сюжетов, объединённых натурализмом и философией:

«Черная смерть» (2010)

Фильм «Черная смерть»

Режиссер: Кристофер Смит

Эта лента поначалу была мало кем замечена: у неё небольшой бюджет и она не получила должной маркетинговой поддержки. Но со временем отзывы сделали своё дело, и в последние годы о ней всё чаще вспоминают, когда советуют лучшие исторические фильмы. Как следует из названия, основная её тема – чума, охватившая Европу в XIV веке, когда от этой болезни погибли миллионы.

Фильм вызывает интерес благодаря превосходной постановке батальных сцен – их можно смело включать в число лучших в кинематографе, отличной игре Шона Бина и, наконец, любопытной завязке. Отряд рыцарей-инквизиторов отправляется в единственную нетронутую чумой деревню: ходят слухи, что в ней поселился колдун, а то и сам дьявол, потому болезнь и обходит её стороной. Такое обязательно нужно проверить! Эта лента не ставит перед собой высоких задач и стремится лишь развлечь зрителя в каждой сцене, но делает это очень хорошо и заслуживает попадание в список лучших.

Один из лучших приключенческих фильмов про средневековье:

«Железный рыцарь» (2010)

«Железный рыцарь»

Режиссер: Джонатан Инглиш

Начало XII века, английский король Иоанн, чтобы отомстить унизившим его и заставившим подписать «Хартию вольности» баронам, приглашает наёмников из Дании и нападает на замок Рочестер. Рыцарю-тамплиеру Томасу Маршаллу предстоит защищать замок от войска короля.

Приняли «Железного рыцаря» неоднозначно и зрители, и критики. Виной тому в основном обилие шаблонных сюжетных ходов, многих оттолкнувшее, а также общая мрачность картины. Но это редкая – и потому ценная, лента, практически целиком посвящённая осаде замка, хотя бы поэтому её стоит посмотреть всем, кто любит исторические фильмы о средневековье. Тем более, что работа по воссозданию эпохи проделана впечатляющая: оружие, костюмы, быт, зрелищные батальные сцены – чувствуется серьёзный подход, за него фильм и включён в список лучших.

Так просто Рочестерский замок не падёт:

«Робин Гуд» (2010)

«Робин Гуд»

Режиссер: Ридли Скотт

В нашем списке лучших фильмов о средневековье это второй от Ридли Скотта, и тоже второй – о Робине из Локсли. С этой картиной Скотт вновь зашёл на территорию «Гладиатора», даже главную роль опять исполнил Рассел Кроу. Получилось не настолько хорошо, но тоже очень достойно, а так как «Гладиатор» всё-таки не про средневековье, его место в списке лучших отходит к этому фильму.

Новая интерпретация истории английского народного героя более явственно смещает акценты в сторону политики и интриг: французский король строит козни, Робин на самом деле Лонгстрайт, а Локсли только притворяется – и отец настоящего вынужден его признать, ведь кто ещё защитит страну от французского вторжения. «Робин Гуд» Скотта монументально серьёзен и эпичен, он совсем не про лесной разбой с луками наперевес – и пусть очень далёк от оригинальной истории, но такая интерпретация тоже заслуживает право на жизнь.

Робин как единственная надежда Англии:

«Лекарь: Ученик Авиценны» (2013)

«Лекарь: Ученик Авиценны»

Режиссер: Филипп Штёльцль

Роб Коул видит, как мать умирает в мучениях, и никто ничего не может сделать, неизвестна даже природа её болезни. Он решает стать лекарем, узнать, что это за болезнь, и научиться помогать людям. Чтобы исполнить эту мечту ему предстоит проделать долгий путь: от родной Англии до таинственной Персии. В «Лекаре» очень много рассказывается о средневековой медицине, в первую очередь этим он и интересен, и в плане внимания к деталям фильм действительно можно считать историческим, хоть его сюжет и выдуман. Он очень красив, но не похож на голливудские блокбастеры, в нём чувствуется немецкая школа кинематографа: лента спокойная и основательная, своё место в списке лучших она вполне заслуживает.

Красивое произведение про роман с медициной:

«Макбет» (2015)

Кадр из картины «Макбет»

Режиссер: Джастин Курзель

Режиссёр Джастин Курзель показал, что в наши дни к классике можно найти подход не просто свежий, а ещё и органично выглядящий. Никакого переноса действия в современные реалии и прочего постмодернизма, но и не строгое следование классике. Выглядит картина прекрасно благодаря отличной операторской работе и игре со светофильтрами, но при всех визуальных изысках в основе история остаётся всё той же, шекспировской, и это самая убедительная вариация по мотивам произведения великого драматурга из всех, что появлялись на большом экране – за это и место в списке лучших.

Сюжет «Макбета» почти всё время разворачивается во тьме, тумане, посреди дождя:

Список лучших исторических фильмов о средневековье – заключение

Многие интересные ленты не попали в этот список по разным причинам. Некоторые чересчур уж вольно обращаются с историей, а их сюжеты во многом зависят от элемента фэнтези; другие вышли слишком уж давно, и смотреть их сейчас обычным зрителям стоит разве что из академического интереса. Да и те исторические фильмы, что вошли в этот список лучших фильмов о средневековье, не всегда были приняты однозначно положительно: какие-то провалились в прокате, другие собрали противоречивые отзывы критиков. Но любой из них представлял собой нечто действительно новое, хотя бы попробовать посмотреть их стоит – потому они и попали в этот список.

Восемь самых лучших фильмов о средневековье:

Возможно вам также будет интересно посмотреть список фильмов, которые стоит посмотреть каждому.

Сохраняйте и делитесь - пригодится!

Автор: