Фильмы-катастрофы снимать очень непросто технически, а особенно сложно и дорого это было до появления компьютерной графики. Потому жанр развивался очень медленно, и самые ранние картины, в которых показаны масштабные катастрофы, смотреть в наше время есть смысл разве что из исторического интереса. Представляем вашему вниманию список лучших фильмов катастроф разных лет, достойных внимания зрителя по разным причинам.

История развития жанра

Серьёзный толчок жанр получил после выхода в 1970 году «Аэропорта», собравшего отличную по тем временам кассу –100 млн долларов, что было вдесятеро больше бюджета ленты. Это показало, что при всей затратности съёмок, такие фильмы интересны зрителям и могут приносить очень хорошие деньги. В результате в 70-е вышло немало фильмов-катастроф, и некоторые из них даже попали в наш список лучших. Затем жанр на некоторое время впал в стагнацию, и вторая золотая эпоха пришлась на 1997-2003 годы, а открыл её «Титаник». Связана она была с развитием компьютерной графики, и фильмы-катастрофы тогда действительно впечатляли визуально. После этого бума интерес к жанру вновь слегка остыл, тематика казалась едва ли не исчерпанной, но последние годы вновь принесли немало фильмов-катастроф, достойных включения в список лучших, и показали, что они продолжают развиваться.

«Приключение „Посейдона“»

«Приключение „Посейдона“» (1972)

Режиссёр: Роналд Ним

Образцовый для своего времени фильм-катастрофа, который можно порекомендовать к просмотру даже теперь. Конечно, спецэффекты уже не впечатлят, да и сама катастрофа оказалась очень скоротечна, но отчаянные поиски пассажирами выхода из затонувшего судна сняты очень достойно. Фильм не зря получил два «Оскара», ещё семь номинаций, другие крупные награды – он держит внимание зрителя до самого конца, чего не удалось ни сиквелу 1979 года, ни современному ремейку, даже несмотря на режиссуру именитого Вольфганта Петерсена и бюджет в $ 160 млн. На картину 1972 года ушло всего 4, но потрачены они явно с куда большим толком, так что она заслуживает включения в список лучших в жанре.

Эта лента внесла свой вклад в обретение жанром популярности, и вскоре у неё появились последователи: в 1974 году вышли «Вздымающийся ад» и «Землетрясение». Хоть они и были совсем не про море, но в значительной мере их выходу на экраны поспособствовал именно успех «Приключения „Посейдона“», собравшего в прокате почти в 20 раз больше своего бюджета. Примечательно, что Лесли Нильсен здесь играет драматическую роль, и делает это убедительно; спустя 8 лет он снимется в «Аэроплане» – одной из лучших пародий на фильмы-катастрофы, лишний раз подчёркивающей, насколько жанр стал популярен.

«Вздымающийся ад» (1974)

Режиссёр: Джон Гиллермин

Если в предыдущей ленте спасаться пришлось от воды, то в этой от огня: небоскрёб высотой в 138-этажей был построен с грубыми нарушениями, из-за чего уже во время торжественного открытия перегревается проводка, начинается пожар и большая группа людей оказывается на верхних этажах – а среди них и сам архитектор. Ещё одна образцовая для своего времени лента, заслуживающая попадание в список лучших и во многом определившая развитие жанра фильмов-катастроф.

Фильм имел очень большой по меркам 1974 года бюджет в $ 14 млн, а его производством занимались совместно такие титаны Голливуда, как Warner Bros. и 20th Century Fox. По нынешним временам спецэффекты уже не впечатляют, хотя был использован ведь доступный тогда арсенал приёмов, как рирпроекция, блуждающая маска и ротоскопия – для интересующихся историей кинематографа «Вздымающийся ад» интересен и как один из самых технологичных фильмов своего времени.

У картины отличный актёрский ансамбль и выверенный сценарий, что и принесло ей три «Оскара», большой коммерческий успех (сборы превысили $ 139 млн) и подражателей. Само словосочетание «towering inferno» (оригинальное название фильма) теперь используется в английском языке для обозначения крупных пожаров, особенно в высотных зданиях.

«Экипаж» (1979)

Режиссёр: Александр Митта

Советскому кинематографу удалось породить по крайней мере один знаковый фильм-катастрофу, достойный войти в список лучших. На его создание также повлияла популярность жанра в США – в Советском Союзе гремевшие тогда в Америке ленты не показывали, но успех приметили, и решили заполнить пустующую в стране нишу.

Фильму это блестяще удалось, во многом за счёт того, что он не копировал предшественников, а использовал свой подход: на протяжении всей первой половины в нём вообще никакой катастрофы не происходит, и зрителю показывают, чем живут герои – у всех собственные конфликты и заботы. Уже после посадки, когда, казалось бы, опасность миновала, начинается настоящая катастрофа, к которой фильм постепенно готовил всё это время. За счёт такого приёма удаётся вызвать у зрителя куда больше сопереживания уже хорошо знакомым героям, оказавшимся в ситуации борьбы за жизнь. Сыграл свою роль и актёрский состав, в который вошли такие мастера как Георгий Жжёнов, Леонид Филатов и Александра Яковлева.

Как и в случае с «Приключением „Посейдона“», успех попытались повторить в ремейке 2016 года, и тоже не вышло, несмотря на куда более продвинутые спецэффекты. Хотя коммерчески новый фильм и оказался успешен, но был потерян дух того «Экипажа», эталонного фильма-катастрофы из типа «нагнетающих».

«Выжить» (1992)

Режиссёр: Фрэнк Маршалл

Сюжет ленты основан на истории пассажиров уругвайского авиарейса, потерпевшего крушение в горах в 1972 году. Из находившихся на борту 40 человек при посадке выжили 28, но помощи им пришлось ждать очень долго – больше двух месяцев, в течение которых они боролись за выживание из последних сил, ведь в заснеженных горах оказалось не только холодно, но и нечего есть.

В основе ленты лежит по-настоящему трагическая история, и благодаря ей фильм получился очень живым и берущим за душу. В большей степени он не про катастрофу – ей посвящено не так много времени, а про последующее выживание и сложные моральные выборы, которые приходится делать ради него. Хотя и экшена в фильме хватает, но в куда большей степени он берёт своё драмой: до спасения доживут далеко не все, а прошедшие через этот ад будут стыдиться того, что сделали.

Фильмы-катастрофы всегда про трагедии, но «Выжить» смещает фокус и показывает всю неприглядность человеческой натуры в такой ситуации – её здесь видно куда больше, чем героизм. Потому картина нравится не всем, но место в списке лучших заслуживает даже несмотря на то, что её возраст сказывается, и некоторые сцены могут показаться наивными.

фильм «Титаник»

«Титаник» (1997)

Режиссёр: Джеймс Кэмерон

Есть ли картина, чьё нахождение в списке лучших фильмов-катастроф было более ожидаемым? Одна из самых любимых зрителями по всему миру лент рассказывает о крушении огромного пассажирского лайнера «Титаник»: оно произошло в 1912 году, во время первого же рейса лайнера, и унесло более двух тысяч жизней.

Фильм Кэмерона построен по той же схеме, что и советский «Экипаж»: первые полтора часа зрителю очень подробно показывают, чем живут герои, давая возможность с ними сродниться. Во второй половине происходит катастрофа, и, хоть фильм не был бы столь велик без первых полутора часов, но всё же именно крушение «Титаника» – его важнейшая часть. Отчаяние людей, оказавшихся на корабле, оснащение которого было рассчитано неправильно, из-за чего большая часть пассажиров попросту не могла спастись, героизм и борьба до последнего – Кэмерон мастерски показал катастрофу.

Фильм получил 11 «Оскаров» и собрал более $ 2 миллиардов в прокате, став одним из самых успешных в истории, зажёг две голливудские звезды первой величины – Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслетт, впрочем, не стоит рассказывать о «Титанике» слишком долго, ведь его и без того почти все уже видели. Но никогда не помешает и пересмотреть.

«Столкновение с бездной» (1998)

Режиссёр: Мими Ледер

Прямо к Земле летит комета, и без вмешательства людей неизбежно случится столкновение – до него остался всего год. Потому на комету отправляется корабль с задачей уничтожить её, однако, взрыв не даёт делаемого эффекта: комета лишь раскалывается надвое, но планете по-прежнему угрожает катастрофа, ведь обе части продолжают лететь прямо к ней.

Сюжет фильма Ледера очень схож с появившимся в том же году и более известным «Армагеддоном» и, выбирая из этих двух, мы предпочли именно «Столкновение с бездной». Снята эта картина не хуже, при этом в ней куда больше внимания уделено самой тематике столкновения Земли с небесным телом и его предотвращению. В ней хорошо нагнетается саспенс: люди используют один метод за другим, и все они не дают желаемого эффекта, пока, совсем отчаявшись, они не создают «Новый ковчег», куда должен эвакуироваться миллион человек, чтобы сохранить цивилизацию.

Угроза в фильме куда более ощутима, чем в «Армагеддоне», и он оставляет после себя более сильное впечатление. Интересно, что столкновение в прокате не повредило картинам: «Армагеддон» при бюджете в $ 140 млн собрал 554, а «Столкновение с бездной» при бюджете в 75 – 349. Таким образом, оба фильма оказались примерно одинаково успешными, но в этом списке лучших нашлось место только для одного из них.

«Идеальный шторм» (2000)

Режиссёр: Вольфганг Петерсен

Ещё одна картина, основанная на реальных событиях: шторме, случившемся на Хэллоуин 1991 года, и одноимённой книге 1996 года, написанной Себастьяном Юнгером. Капитан рыболовного судна «Андреа Гейл» после неудачного промысла решает сразу же вернуться в море: он уверен, что у банки Флемиш Кап удастся сделать хороший улов. Так и выходит, но из-за поломок судно чрезмерно задерживается в море и его настигает шторм – один из самых сильных в истории.

О борьбе экипажа на утлом судёнышке с разбушевавшейся стихией и повествует картина – и это один из самых мрачных фильмов-катастроф, борьба со стихией в нём по-настоящему страшна и даже безысходна. Водная тематика очень близка Вольфгангу Петерсену, ведь ещё в 1981 году он снял «Подводную лодку», образцовый фильм о войне на воде. «Идеальный шторм» тоже удостоился похвал от моряков за внимание к деталям, хотя от документальности он далёк. О случившейся на Хэллоуин 1991 года трагедии известно далеко не всё, потому многое приходится додумывать. Однако сделано это очень хорошо, так что этот фильм-катастрофа заслуживает своё место в списке лучших.

«К-19» (2002)

Режиссёр: Кэтрин Бигелоу

Первая серия атомных подводных лодок Советского Союза за частые поломки получила прозвище «Хиросима». Об одной из таких поломок, случившейся в 1961 году, и рассказано в картине. Она основана на реальных событиях, хотя и не воспроизводит их в точности: во всяком случае, сами участники закончившегося аварией похода подлодки утверждают, что многое показано совсем не так, как было на самом деле. Например, на ней не возникало мятежей, и желания сдаться американцам экипаж не проявлял.

Потому картину стоит воспринимать как в большей мере фантастическую, но это не обесценивает её достоинства: в ней хорошо показана борьба экипажа подводной лодки с обстоятельствами: поломками, валящимися одна за другой, и внутренними распрями. Фильм не снискал успеха в прокате, собрав только $ 65 млн, что даже меньше его бюджета. Неудивительно: это совсем не развлекательная картина (даже в той мере, в какой могут быть развлекательными фильмы-катастрофы), она сосредоточена на раскрытии персонажей, а не на спецэффектах – их здесь немного.

Но люди в «К-19», при всех трудностях, проявляют мужество и даже героизм – и это выглядит не приторно и наигранно, а по-настоящему. Добавим к этому отличную актёрскую игру: в главных ролях снялись Харрисон Форд и Лайам Нисон, и получим достойный этого списка лучших фильм.

«Послезавтра» (2004)

Режиссёр: Роланд Эммерих

Глобальное потепление приводит к таянию ледников, из-за чего температура мирового океана значительно снижается и начинаются сильные климатические изменения: в одной части планеты начинается засуха, в другой, наоборот, постоянно идут ливни, из-за чего вода затопляет низменности; снег выпадает в странах, где его никогда не было… Однако проблемы лишь начинаются, и планете грозят куда более масштабные бедствия.

Учёному-климатологу Джеку Холлу не удалось предотвратить катастрофу, его предупреждения никто не слушал. Теперь, когда в США приходят страшные морозы и температура должна опуститься до −100 ℃, он предлагает план спасения, но его собственный сын оказывается в области Нью-Йорка, которую не получается эвакуировать. Тогда Джек отправляется за ним сам.

Роланд Эммерих сделал себе имя на разнообразных катастрофах, и с этим фильмом себе не изменил: всё очень эпично, а разворачивающиеся картины бушующей природы настолько хорошо удались режиссёру, что даже слегка оттесняют на второй план человеческие истории. Зато это самый настоящий фильм-катастрофа из всех: во главе угла здесь даже не люди, а сама катастрофа. Эммериху словно тесно на уровне людей и их судеб, он пытается объять всю планету. За масштаб и красоту «Послезавтра» достойно попадания в список лучших.

«2012»

«2012» (2009)

Режиссёр: Роланд Эммерих

Ещё один фильм-катастрофа от Эммериха, и тоже не просто про катаклизм, а глобальный: предсказание Майя о конце света в 2012 году начинает сбываться – геолог Эдриал Хелмсли обнаруживает, что образовавшийся из-за вспышки на Солнце поток нейтрино разогревает ядро Земли до критических значений, так что тектонические плиты становятся гораздо подвижнее.

Эммерих эксплуатирует в этом фильме не только собственные наработки, но не стесняется обращаться и к другим фильмам-катастрофам: например, здесь для спасения человечества строят специальные «ковчеги», как в «Столкновении с бездной». Но это не мешает относить ленту к числу лучших в жанре и включить в этот список: Эммерих вновь уделяет очень много внимания самой катастрофе, в ходе которой наша планета сильно меняется, а потому для любителей жанра эта работа будет очень интересна даже при всех своих недостатках. Остаётся в ней и всё тот же эпический тон: пусть «2012» и повествует о судьбах отдельных людей, но кажется, что режиссёра они интересуют не так сильно, как пути, которыми идёт человечество в целом.

«Землетрясение» (2010)

Режиссёр: Фэн Сяоган

Фильм основан на произошедшем в 1976 году Таншаньском землетрясении, в ходе которого за секунды произошли чудовищные разрушения и погибли сотни тысяч людей. В отличие от нескольких предыдущих лент из списка, в этой режиссёр не пытается показать всю масштабную картину разрушений, а в центре оказывается сюжета история одной семьи и страшного выбора, перед которым встаёт Ли Юаньни: она могла спасти лишь одного из своих детей и выбрала сына.

Оказалось, что и дочери удалось выжить: её взял в свою семью один из участвовавших в спасательных работах офицеров. «Землетрясение» – история выбора и его последствий, растянувшаяся на десятилетия. Фильм был обласкан наградами в Азии, понравился и западным критикам. Фэн Сяоган выстроил чёткую картину событий, передав весь ужас, вызванный землетрясением, и снял одну из лучших работ в жанре, она полностью достойна попадания в этот список. Главное, не перепутать с одноимённым фильмом Андреасяна 2016 года – он ниже даже не на голову, а на все три.

«Невозможное» (2012)

Режиссёр: Хуан Антонио Байона

Фильм-катастрофа о цунами, произошедшем в Таиланде в 2004 году, и судьбе испанской семьи, отдыхавшей там в это время. Само цунами происходит быстро, и основную часть фильма занимают попытки членов семейства воссоединиться после того, как катастрофа разметала их. Режиссёра гораздо больше интересует не сама катастрофа, а происходящее после неё: как будут действовать герои, зная, что от них зависят жизни?

Фильм всё время старается оставить в неведении о судьбе некоторых героев, а то и заставляет поверить в их смерть, отчего зрители остаются в напряжении всё время, пока он длится. После цунами наступают страдания, ведь многие узнают, что их родные погибли: оно унесло примерно 300 000 жизней. Картину хаоса и разрушений режиссёр показывает глазами Лукаса, старшего ребёнка в семье, помогающего жертвам цунами, хотя и сам ещё не знает, живы ли члены его семьи.

Режиссёру удаётся показать эту историю с минимумом пафоса, хотя задача и кажется очень сложной, и уже за это лента достойна попасть в список лучших. Она была хорошо принята критиками и зрителями, собрав $ 198 млн при бюджете всего в 45. Вероятно, не в последнюю очередь в кинотеатры их привлекли главные звёзды картины – Юэн Макгрегор и Наоми Уоттс, но и сыграли они очень хорошо.

«Волна» (2015)

Режиссёр: Роар Утхауг

Ещё один фильм про цунами в этом списке родом из Норвегии и стал в Скандинавии блокбастером. Хотя за её пределами широкой известности добиться не удалось, этого оказалось достаточно, чтобы режиссёру Роару Утхаугу доверили съёмки новой попытки перенести известную игровую серию Tomb Raider на широкие экраны – а значит, фильм заметили профессионалы. Что же они в нём нашли?

История геолога Кристиана, первым обнаружившего приближение катастрофы, не блещет оригинальностью, как и сам выбор героя: очень часто в фильмах-катастрофах зрителю показывают события от лица учёных, пытающихся предотвратить катастрофу, минимизировать число жертв, или хотя бы спасти свою семью – а иногда и всё сразу. Но режиссёру удаётся мастерски разыграть свои карты, и показать эмоции людей в обычных ситуациях: страх и неверие в реальность происходящего – ещё бы, ведь о подобных катастрофах норвежцам обычно приходится узнавать только в новостях. Немало внимания уделено и семейным отношениям. «Волна» получилась немного по-скандинавски холодной, но достойной войти в список лучших фильмов-катастроф.

«Глубоководный горизонт» (2016)

Режиссёр: Питер Берг

В этом фильме-катастрофе пересказываются события, произошедшие в 2010 году в Мексиканском заливе: из-за небрежности ответственных за безопасность, на нефтяной платформе происходит авария, она взрывается и большое количество нефти попадает в воду, а персоналу приходится эвакуироваться на спасательном плоту.

Картина немного опоздала: события в Мексиканском заливе были очень живой темой для обсуждений, а ответственные за это корпорации поплатились многомиллиардными штрафами, но шесть лет спустя, к моменту выхода, они уже не были на слуху. Так всегда и происходит: если жертв не очень много, то катастрофа быстро стирается из памяти. В результате собрал фильм мало, немногим больше своего бюджета. Но Питеру Бергу всё-таки удалось и увековечить память жертв, и снять хорошее напоминание о том, что не стоит экономить на безопасности.

В картине это объясняется очень подробно, она снята с таким вниманием к деталям, что местами кажется едва ли не производственной. Возможно режиссёру немного не хватило мастерства показать драму, и лента получилась суховатой, но всё же за детальность и реалистичность она заслуживает находиться в списке лучших фильмов-катастроф – благо, сама авария показана очень ярко.

«Дело храбрых»

«Дело храбрых» (2017)

Режиссёр: Джозеф Косински

История борьбы с масштабными лесными пожарами, охватившими летом 2013 года Аризону – ситуация была критической, и наступление огня на населённые пункты удалось предотвратить только благодаря героическим усилиям пожарных, потерявших 19 человек. Фильм рассказывает об одной из участвовавших в этом команд, оказавшейся в самом опасном месте – именно она понесла потери.

Лента – совсем не обычная голливудская история триумфа, но и не полна печали и безысходности: все эмоции в ней смешаны и очень выверены, и рассказывает она как о героической смерти пожарных, так и об их жизни. В команде в самом начале появляется новичок, и зрителя вместе с ним знакомят со всеми принятыми в ней правилами и системой ценностей, давая возможность лучше понять этих людей. У них много собственных проблем, но они выполняют свою работу, и стараются делать это как можно лучше. В «Деле храбрых» нет надуманных конфликтов, а сражение только одно – со стихией, и этим лента подкупает. Она снята просто, но очень крепко: за это и место в списке лучших фильмов-катастроф.

Как составлялся этот список лучших фильмов-катастроф

Некоторые известные фильмы не вошли в список, а потому стоит дать объяснения относительно того, по каким принципам он составлялся. В первую очередь были отсеяны ленты про нашествия инопланетян или монстров. Среди них «День независимости», «Война миров», «Годзилла». Затем – про эпидемии (собственно, «Эпидемия» Вольфганга Петерсена) и ядерную войну («Нити»). Всё это тоже катастрофы, но включение таких лент размывает тематику, а потому в списке оказались только природные катаклизмы и крушения.

Некоторые фильмы не вошли в число лучших по нашей версии из-за того, что самой катастрофе было уделено не так много внимания (как «Армагеддон»), или потому что самой катастрофы в итоге так и не произошло, как в «Чуде на Гудзоне». Те фильмы-катастрофы, что в итоге попали в список лучших, можно разделить на три категории:

  1. Нагнетающие, с долгим показом быта героев в преддверии основных событий, которые случаются уже во второй половине картины.
  2. Про выживание – в них сама катастрофа обычно происходит в первые же минуты, и обычно быстро кончается, после чего героям необходимо выживать.
  3. Уделяющие основное внимание самой катастрофе – в них она обычно растягивается на большую часть хронометража, всё время что-то происходит, обычно такие фильмы отличаются глобальностью происходящего и обилием спецэффектов.

Мы постарались сбалансировать все три категории: фильмы-катастрофы, относящиеся к каждой из них, включены в этот список лучших примерно в равных пропорциях.

Двадцать лучших фильмов-катастроф представлены в следующем видео:

Возможно вам также будет интересно посмотреть список лучших советских комедий.

Сохраняйте и делитесь - пригодится!
Автор: Alexandra Druzhinina