Виктор Васнецов был известным мастером бытовой живописи и книжной иллюстрации, а также основоположником “неорусского стиля”, в основе которого – народный фольклор и символизм. Полотно “Богатыри”, над которым Васнецов работал более 20-ти лет, стало первым обращением к былинному сюжету в истории русской живописи. Его книжные иллюстрации впервые раскрыли всю глубину русских народных сказок, погружая читателя в совершенно другое, более мрачное, отражение сюжета. Далее биография Васнецова Виктора более полно раскроет его творчество.
Содержание
Родился Виктор Михайлович Васнецов 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии, в семье православного священника. Родители старались привить детям любовь к искусству: читали им научную литературу и обучали рисованию. Под влиянием родителей Васнецов начал писать акварельные пейзажи, и примерно в это же время появились первые зарисовки сюжетов из сельской жизни. Безмерная любовь к русскому народу будет прослеживаться и в дальнейших работах художниках, позднее ставших настоящими произведениями искусства.
Уже в 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, после чего продолжил обучение в семинарии. За время обучения он серьезно увлекся древнерусской литературой, что зародило в душе художника настоящий интерес к старине. В это время Васнецов параллельно обучался у гимназического учителя рисования Николая Чернышева, делая портреты горожан и зарисовки по памяти.
Первой серьезной работой художника стало создание иллюстраций для книги этнографа Н. Трапицина, которые позже он опубликовал в отдельном альбоме. Именно за годы учебы он написал свои первые серьезные картины – “Жница” и “Молочница”.
В 1867 году Виктор Васнецов принимает решение бросить семинарию, и, с благословения отца, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Выдержав вступительные экзамены, Васнецов, из-за скромности своей, даже не решился проверить себя в списке зачисленных студентов. Поэтому, по приезду в Петербург, начинает обучение живописи у Ивана Крамского.
И только спустя год он узнал, что был зачислен еще в первый год, и снова поступил в Петербургскую академию художеств. В академии Васнецов познакомился с Репиным, Максимовым и Антокольским, что заметно повлияло на его творчество. В это время Васнецов получает две серебряные медали за учебные работы, после чего за картину “Христос и Пилат перед народом” его награждают Большой серебряной медалью.
В 1870 году умирает отец художника, из-за чего ему приходится еще больше работать, дабы помочь своей семье. В этот период художник особенно активно занимается иллюстрированием сказок Николая Столпянского – “Народная азбука” и “Солдатская азбука”, для которых он создает более двухсот иллюстраций. Помимо этого, Васнецов работает над самостоятельными темами, создавая полотна с небольшими бытовыми сценками.
Проживая в Петербурге, Васнецов создал несколько полотен на тему бытового жанра – “Нищие певцы”, “С квартиры на квартиру” и “Рабочие с тачками”. В 1874 году художника награждают бронзовой медалью на Всемирной выставке в Лондоне за полотна “Книжная лавка” и “Мальчик с бутылкой вина”.
Приняв решение оставить академию, в 1876 году Васнецов уезжает с друзьями за границу, где продолжает писать, и параллельно участвует в выставках. Посетив мастерскую своего друга Василия Поленова, в Париже, Васнецов создает первый эскиз известной картины “Богатыри”, ставшей первым произведением по мотивам русских былин.
Прожив за границей около года, художник возвращается в Москву, где знакомится со знаменитым на то время коллекционером Павлом Третьяковым. Находясь в его компании, Васнецов часто бывает на многочисленных музыкальных вечерах, которые устраивала семья Третьяковых.
Московский период ознаменовался для художника написанием полотен с сюжетами из знаменитых русских сказок, первым из которых стала картина “После побоища Игоря Святославича с половцами”. Именно это полотно впоследствии экспонировалось на 8-й выставке передвижников.
В это же время Васнецов знакомится с меценатом Саввой Мамонтовым, и становится участником Абрамцевского кружка. После предложения Мамонтова написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги, художник создает полотна – “Битва скифов со славянами”, “Ковер-самолет” и “Три царевны подземного царства”. Однако заказ не принимается членами правления, в результате чего картины выкупает сам Савва Мамонтов и его брат.
В основе сюжета полотна – русская народная сказка о подземных царевнах, однако художник привносит в нее небольшие изменения. Васнецов вводит в картину нового персонажа – Черную царевну (уголь). Для художника царевны являются олицетворением богатств русской земли, поэтому он изображает их в дорогих одеяниях и украшениях.
Композиция построена вокруг трех похищенных царевен подземных Царств. По их внешнему виду можно понять, что у них не только разные характеры и темпераменты, но и отношение к своей судьбе. Гордая “золотая” царевна скрывает свои истинные эмоции под равнодушной маской, в то время как “медная” царевна с любопытством изучает мир, и выглядит гораздо “живее” своей сестры.
“Угольная” царевна скорбит по утраченному дому. Растерянный и напуганный взгляд говорит о ее нежелании даже смотреть на новый мир. Она единственная из всех сестер скорбит по своему, теперь уже навсегда потерянному царству. Возраст сестер здесь также неслучаен: старшая – “Медная”, средняя – “Золотая” и младшая – “Угольная”. Именно в такой иерархии люди осваивали земные богатства.
После отказа членов правления Донецкой железной дороги приобрести картину, Васнецов пишет еще одну версию полотна, и привносит в композицию и колорит некоторые изменения. В новой версии меняется положение рук царевны каменного угля, теперь они опущены вдоль тела, придавая фигуре спокойствие.
За время пребывания в усадьбе мецената – Абрамцеве, Васнецов пишет портреты членов семьи Мамонтова. Пейзажи усадьбы появились и на других полотнах художника, где он красочно изображает березовые рощи, овраги и пруды. Именно в это время была написана знаменитая “Аленушка”. По словам самого живописца, образ “Аленушки” он увидел в местной девушке, которую он однажды встретил в Ахтырке. От нее будто веяло каким-то особым русским духом, а в глазах ее прочитывалась печаль.
Настроение Аленушки на картине передается через пейзаж: грусть девушки перекликается с мрачностью природы. Темнота и глубина омута – отражение горя, поселившегося в карих глазах Аленушки. Слезы, капающие с ее глаз, находят поддержку в медленно летящих золотых листьях. Окрас осенней листвы по тону близок к цвету волос девочки. Ритмичная композиция вносит некую певучесть в картину, которая, как родная народная песня, хорошо знакома и понятна зрителю.
Помимо живописи и книжной иллюстрации, Васнецов занимался созданием декораций для спектаклей. Самым ярким выражением дара художника в декорации, изображающей Берендееву палату. Он настолько точно передал колорит и формы во внутреннем убранстве теремов, что невозможно было поверить в то, что это на самом деле декорации.
Несмотря на кратковременность его деятельности как декоратора, он успел создать свои лучшие декорации к драме “Чародейка” и опере “Русалка”. И даже сегодня знаменитый рисунок удивительной декорации подводного мира в “Русалке”, потерпев лишь незначительные изменения, используется в современной постановке оперы.
В период с 1875 по 1883 годы в Москве возводилось помпезное здание Исторического музея, благодаря чему вскоре Васнецов получил заказ на изображение картины “Каменный век”. Заказчик предложил художнику несколько отдельных сцен из жизни и быта первобытных людей, которые Васнецов должен был объединить в своем полотне.
Прежде художник не работал с настолько большими полотнами. Благодаря своей творческой фантазии, он все же сумел максимально приближенно воссоздать сцены из жизни древних людей, и даже передать их душевные состояния. Неопытному в сфере росписи больших полотен Васнецову доверил заказ родной брат историка Прахова – Адриан.
Следующий заказ на панно поступил от самого историка Михаила Прахова. Теперь перед художником предстала цель выполнить роспись для Владимирского собора в Киеве. Жизненные трудности заставили его согласиться на столь объемный заказ, на выполнение которого он потратил долгие 10 лет. За это время он со своими помощниками расписал 2880 квадратных метров внутри собора, и кроме этого, создал 15 отдельных композиций и написал 30 фигур.
Главная идея программы для внутренней отделки собора, разработанной Адрианом Праховым, была посвящена 900-летию крещения Руси. Все внимание в росписях было сосредоточено на изображении исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян.
Одной из самых знаменитых фигур росписи Владимирского собора – Богоматерь с младенцем. На панно она будто парит над землей, бережно прижимая к себе младенца. В ее прекрасном, типично русском лице, проглядывается любовь и скорбь. Глаза ее говорят о предчувствии предстоящих мук и страданий, через которые ее сыну придется пройти.
Все эскизы Васнецов согласовывал с церковным Советом, поскольку не всегда был уверен в том, соответствуют ли его работы духу Церкви. Несмотря на то, что сам художник отбросил многие свои эскизы, заседания Совета всегда проходили гладко, и никаких претензий к самому Васнецову и его работам не было.
Со времен создания более двухсот иллюстраций для сказок Николая Столпянского, Васнецов начинает увлекаться иллюстрированием книг. Параллельно с крупнейшими живописными полотнами, он создает иллюстрации – “Иван Царевич на Сером Волке”, “Встреча Олега с кудесником”, “Царевна-лягушка” и “Кощей Бессметрный”.
В своих картинах художник обращается к чисто русскому фольклору, что просматривается в каждой детали его иллюстраций. На протяжении всей жизни он использовал в работах былинный сюжет, даже когда расписывал Владимирский собор в Киеве.
В 1889 году была создана иллюстрация к известной русской сказке “Иван-Царевич и Серый Волк”, на которой изображен, собственно, сам Иван-царевич, мчащийся вместе с Еленой Прекрасной на Сером Волке. Главные герои мчатся сквозь мрачный дремучий лес, в который Царевич с тревогой всматривается, боясь, что их могут разлучить.
Иван-царевич уверенно и крепко держит Елену, которая, испуганно прижимаясь к своему спасителю, уже покорилась своей судьбе. Картина была написана в период, когда Васнецов усиленно работал над росписью Владимирского собора в Киеве, и ради которой он временно прервал работу в соборе.
На полотне можно выделить три основных цвета: золотой, красный и темно-коричневый. Основной акцент художник делает на богатстве и роскоши убранства главных персонажей. Окруженный богатством Кощей бессмертный, худой и грозный старец, изображен рядом с юной девицей – Василисой Прекрасной. Глядя на Кощея, можно понять, что в нем давно не осталось ничего человеческого.
Он жаждет только обладать богатствами и красивой девой, однако его могущество не так велико, как он думает. Судя по короне на голове Кощея и мече в его руках, видно, что он не в силах подчинить, и более того, расположить к себе юную особу. Взгляд девушки застыл на окровавленном мече, а в ее глазах проглядывается нескрываемый ужас перед Кощеем.
Художник часто черпал вдохновение из русских сказок, оживляя главных героев на своем полотне. Виктор Васнецов обладал удивительным даром в точности передавать характер персонажа, начиная от его выражения лица, и заканчивая движением тела и позой. Он работал над полотном в течение долгих 9-ти лет, которое было полностью завершено только в 1926 году. Именно она стала его последней работой.
Еще в 1877 году Виктор Васнецов женился на Александре Владимировне Рязанцевой, с которой он построил настоящую семью по подобию патриархальной семьи. У художника родилось пятеро детей, при этом его внук – Андрей Владимирович Васнецов, также художником. Со своей супругой Васнецов прожил счастливые 49 лет.
До конца своей жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по знаменитым русским сказкам. Над своим самым объемным полотном “Богатыри” художник работал более 25-ти лет, и закончил картину только в 1898 году. В последние годы он создал такие иллюстрации, как “Баян”, “Спящая царевна”, “Царевна-лягушка” и “Царевна Несмеяна”.
Только в 1950-1951 были изданы марки с изображениями картин Виктора Васнецова, на одной из которых была помещена самая известная картина художника “Богатыри”. Одна марка была выпущена в 1951 году (на 25-летие) со дня смерти художника. На протяжении всей своей жизни художник написал несколько автопортретов, однако на марку был помещен портрет Васнецова И. Крамского.
Скончался Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 году на 79-м году жизни. После вечернего чаепития художник отправился к себе в комнату, где его и застала мгновенная смерть от разрыва сердца. Говорят, что именно так уходит душа, ищущая Божественную красоту, и обретает покой на небесах. На этом и заканчивается биография Васнецова Виктора Михайловича – выдающегося художника и иллюстратора 20 века.
В данном видео представлено несколько интересных фактов о жизни и картинах знаменитого русского художника Виктора Васнецова:
Возможно вам также будет интересно узнать биографию художника и иллюстратора Ивана Билибина.