Цветаева Марина Ивановна – талантливая русская поэтесса Серебряного века. Многие ее поэтические произведения были написаны в трудные моменты жизни, когда она сильно переживала, страдала. Как и все женщины, она грезила о любви – хотела любить и быть любимой. За сильный, сдержанный характер некоторые ее считали совсем не женственной и высокомерной. Совершенно иной, а именно ранимой, мягкой она предстает в своем творчестве. Какая же она была? Изучение биографии Цветаевой, возможно немного приоткроет завесу тайны.
Содержание
Известная поэтесса родилась 8 октября 1892 года в городе Москве. Родители её были образованными людьми. Папа, Иван Владимирович Цветаев был искусствоведом, знаменитым филологом, профессором МГУ. В первом его браке родились Андрей, Валерия, ставшие сводными братом и сестрой М. Цветаевой. Мама поэтессы, Мейн Мария – пианистка, происходила из польско-немецкой семьи.
Младшая сестренка Анастасия родилась в 1894 году. Творческая атмосфера царила дома, родители передали свою любовь к искусству девочкам.
Мама учила игре на фортепиано, с отцом Марина знакомилась с образцами литературы, античной мифологией и осваивала иностранные языки. Время, проведенное за границей с мамой, позволило Цветаевой выучить французский, немецкий языки. Начало творческой биографии ознаменовалось появлением стихов на русском и указанных языках, когда девочке было всего 6 лет. Мейн Мария оказывала большое влияние на свою дочь, хотела, чтобы та продолжила династию и стала музыкантом. Поэтому, 1899—1902 годы были посвящены изучению фортепианного искусства в Музыкальном училище. Годы учебы отразились в биографии таким образом:
Иван Цветаев после гибели матери девочек старался дать дочерям хорошее образование
Первые поэтические сочинения Цветаевой были напечатаны издательством “Мусагет”. Юная поэтесса не пропускает лекций, занятий кружков при этом издательстве. Круг ее знакомых пополнился за счет московских символистов.
Сентябрь-октябрь 1910 года – Марина выпускает первую книгу поэзии «Вечерний альбом». Она состояла из произведений, созданных в школьные годы. «Дневниковые» записи (стихи) объясняются посвящением сборника памяти Марии Башкирцевой. Творчество Цветаевой не осталось незамеченным: Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов, Николай Гумилёв оценили его по достоинству. Через несколько месяцев после первого грандиозного успеха было написано прозаическое произведение «Волшебство в стихах Брюсова». Второй сборник поэтессы выходит в 1912 году, называется «Волшебный фонарь».
Третий «Из двух книг» появляется в следующем году. Марина приехала незадолго до Революции в город Александров к сестре Анастасии с мужем. Здесь были созданы «Стихи о Москве», «К Ахматовой». Всё творчество гениальной поэтессы данного периода было посвящено любимой Москве, близким. Литературоведы назвали этот небольшой промежуток времени из биографии – « Александровским летом Цветаевой».
События гражданской войны нашли отражение в цикле стихотворений «Лебединый стан». За 1918-1920 годы были написаны:
Цветаева остро воспринимала всё, что происходило на Родине. Не могла мириться с делением людей на “красных” и “белых”, своих и чужих. Эти годы были очень тяжелыми для нее. Одно из красивейших стихотворений, посвященное мужу, было написано в 1920 году:
11 мая 1922 года Марина с дочерью уезжают из страны. Три года они жили в Чехии, возле столицы Праги. Здесь поэтесса создала:
Произведения были посвящены Константину Родзевичу.
После появления сына, в 1925 году семья переезжает в Париж.
Неблагоприятная обстановка из-за обвинений, сыпавшихся на мужа поэтессы, сложилась вокруг семьи. Его считали агентом НКВД, и якобы он был среди тех, кто чинил козни против сына Троцкого – Льва Седова.
1926-1928 годы – сотрудничество Марины с журналом “Версты”, в котором были опубликованы:
Будучи за границей, Цветаева не переставала общаться с Борисом Пастернаком посредством писем.
Поэзия эмиграции, многие стихи этого периода так и не нашли своего читателя. «После России» – сборник стихотворений был издан в 1928 году. Книга включала стихи периода 1922-1925 гг., стала последним, при жизни опубликованным изданием великой поэтессы.
Зарубежные поклонники таланта Цветаевой предпочитали читать ее прозу, считая ее интересной и увлекательной:
Поэтический дар Цветаевой не находил большого понимания, поддержки со стороны иностранных читателей. Сама поэтесса признавалась в том, что в эмиграции она скорее прозаик, чем поэт. Ее до глубины души поразила трагедия, произошедшая с Владимиром Маяковским – его самоубийство. После страшного события, она выразила всю боль, отчаяние, растерянность в цикле произведений «Маяковскому».
С Сергеем Эфроном Марину познакомил Максимилиан Волошин в Коктебеле. Произошло это в один из майских дней 1911 года. Венчание в церкви состоялось 29 января 1912 года. Их дочурка Ариадна родилась в сентябре этого года.
О жизни старшей дочери, семье рассказано в ролике:
Дача Волошина стала излюбленным местом проведения отдыха новоиспеченной семьи. По воспоминаниям Цветаевой, именно этот период жизни был самым счастливым и незабываемым. Однако, другие мужчины тоже сумели покорить Марину.
В Чехии, которую она любила, произошел невероятный роман с Константином Родзевичем – скульптором, юристом. Около шести месяцев они провели вместе. «Поэма Горы» выразила всю гамму чувств, эмоций к возлюбленному.
Но у него была невеста, как позже выяснилось. Следующий интересный факт из биографии Цветаевой удивит многих. Поэтесса помогала избраннице своего любимого выбрать свадебное платье. С Борисом Пастернаком ее также связывало не только творчество и дружба, но и любовные узы.
Кроме мужчин, была и женщина в жизни Марины. Переводчица, поэтесса София Парнок стала ее возлюбленной. В 1914 году они познакомились на собрании кружка, их отношения существовали до 1916 года.
Окрыленная Цветаева посвящает Софии цикл стихотворений, «Подруга». Роман между женщинами приобретает огласку. Муж устраивал скандалы, сцены ревности, поэтому женщина бросила его и ушла к подруге.
Но в 1916 году Марина возвращается к Сергею Эфрону. Их брак укрепляется с появлением дочери Ирины. Необычные отношения с Софией Цветаева впоследствии сравнила с “катастрофой”.
Настоящие жуткие события начинают происходить в жизни Марины и не только. Крах прежних устоев (революция) происходит в стране, муж уезжает за рубеж. Стояла холодная погода, нечего было есть, так как не было денег и просто люди голодовали. Ариадна неожиданно заболевает, поэтому Цветаева вынуждена отдать девочек в приют, который находился в Кунцево. Старшая дочка поправляется, Ира же не вынеся голода и погибает.
Однако, жизнь продолжается: в 1925 году Марина снова рожает, только теперь долгожданного мальчика. Сына счастливые родители назвали Георгием. Вся семья переезжает в Париж. Здоровье Георгия вызывало тревогу, так как он не был болезненным мальчиком. Однако, он вырос крепким юношей и отправился на войну добровольцем, где и погиб летом 1944-го года. Дети великой женщины не оставили наследников, поэтому прямых потомков у Цветаевой нет.
Нищенское существование, которое влачила семья в эмиграции, не устраивало всех, особенно детей. Ариадна вышивала шляпки, ее мама занималась любимым делом. Небольшие перечисления за прозу были единственным доходом семьи. Поэтому были поданы прошения, чтобы вернуться теперь уже в СССР. Первой приезжает Ариадна в 1937 году, затем через 2 года – Цветаева с сыном Георгием. Сергей Эфрон сбежал из Парижа из-за возможного ареста по обвинению в политическом убийстве.
На Родине сначала арестовали Ариадну, потом – ее отца. Ариадна была реабилитирована лишь в 1955 году, после пятнадцати лет лагерей. Муж Марины был расстрелян осенью 1941 года. Поэтесса даже не узнала об этом.
Она вместе с сыном была отправлена в Елабугу на поселение. Для оформления временной прописки необходимо было работать. Поэтому 28 августа 1941 года Цветаева подала заявление в совет Литфонда на место посудомойки.
31 августа поэтесса покончила жизнь самоубийством через повешение. Она совершила с собой такое в доме, куда ее определили с Георгием на постой. Цветаева перед смертью оставила три записки. Она приносила извинение за свой поступок перед горячо любимым “Муром” (сыном) в послании, предназначенном ему. Во второй записке просила эвакуированных помогать сыну. Третья записка предназначалась Асеевым, в которой погибшая женщина умоляла взять “Мура” в “сыновья”. Великая русская поэтесса была похоронена в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.
О жизни, творчестве Марины рассказано в видео:
Возможно вам также будет интересно узнать биографию Ивана Федорова.