Биография Ивана Федорова, как человека, упомянутого в источниках в качестве самого первого мастера книгопечатания на землях славянских народов, не может оставить равнодушными тех, кто интересуется историей становления и развития не только книжного дела в частности, но и информационных технологий в целом. Ведь «кто владеет информацией, тот владеет миром». Мы совершенно точно знаем, кому должны быть благодарны за становление и развитие книгопечатания. В первом случае среди отцов-основателей можно назвать Роберта Элиота Кана и Винтона Серфа. Во втором – Йогана Гуттенберга, а для России – Ивана Федорова. Последний жил в исторически неспокойное и даже бурное время. Поэтому дальнейшее повествование о нем придется пропускать сквозь призму интриг и политических событий, которые стали причинами очень многих бед в жизни этого человека, вынудили его покинуть Родину и никогда больше туда не возвращаться.
Содержание
Точная дата и место рождения первого славянского книгопечатника не известны. Равно как и нельзя доподлинно установить факт того, что он действительно носил такую фамилию. Все дело в том, что биография Ивана Федорова охватывает середину 16-го века. Родился, ориентировочно, в 1510 году в не столь отдаленном на тот момент, а ныне и тем более в ближайшем Подмосковье – на территории современного Дзержинского района. При этом разные источники дают разброс времени его рождения с 1510-го по 1530-й гг. А умер он в 1583 году во Львове. Так вот в то время фамилии в привычном для нас формате еще не стали столь широко употребляться, как это делается сейчас. Таким образом могло быть дано указание на отчество, и в наше время его бы звали Иваном Федоровичем.
В некоторых документах упоминается еще одна вероятная фамилия этого человека – Москвитин, но и она весьма спорна, поскольку он стал именовать себя так только лишь после того, как покинул Москву. Вероятно, что тем самым просто подчеркивалось, где находится его Родина.
Стоит отметить, что существует несколько вариантов написания представленных фамилий. Однако точно установить, что какой-то из них – единственно верный, не является возможным. Поэтому в ходе дальнейшего повествования будет использоваться уже устоявшийся и общепринятый – Иван Федоров.
О детстве и отрочестве Ивана практически ничего невозможно рассказать. Известно лишь то, что с 1529-го по 1532 годы он обучался в Ягеллонском университете города Кракова. По окончании данного учебного заведения его рукополагают в дьяконский сан и назначают место службы – располагавшийся на территории современного Московского Кремля храм Николы Гостунского. Эта церковь была снесена в 1817 году в ходе реконструкции Ивановской площади.
Свою деятельность Федоров начал при Московской типографии, построенной по приказу Ивана Грозного. Решение о ее организации царь принял в 1552 году. Следует сразу же оговориться, что это была уже далеко не первая попытка самодержца создать печатное дело. Предыдущие не выдавали ожидаемого от их реализации результата, поскольку печать чаще всего получалась некачественной.
Сам Грозный был человеком достаточно просвещенным. Даже имел собственную библиотеку, состоявшую из многих сотен ценных томов и фолиантов. Ту самую, которую до сих пор никто никак не может найти!
Однако потребность в печатном слове обосновывалась не только нуждами царя, как личности, и также не только стремлением выпускать церковные книги на понятном для местного населения языке. Хотя это действительно было необходимо, поскольку Церковь того времени занималась еще и просветительской деятельностью. Прежде всего такие приказы диктовались необходимостью приобретения духовной автономии от Вселенского Патриарха, поэтому возможность публикации и дальнейшего использования книг соответствующего содержания максимально точно способствовала достижению поставленных задач.
К слову сказать, практически на этот же самый исторический отрезок приходятся перипетии, связанные с получением Московской митрополией Томоса, т.е. разрешения на самоуправление. Чуть менее, чем через 4 десятилетия после описываемых событий, а именно в 1589 году, требуемая автокефалия была предоставлена.
Возвращаясь назад, к событиям 1552 года, следует сообщить, что для реализации царской задумки был нанят известный в то время датский специалист – Ганс Мессингейм. Фактически все строительные работы для будущей типографии проходили под его началом. Именно он стал тем самым наставником, который широко распахнул перед Иваном Федоровым двери в мир книгопечатания. В тот же год из Польши были завезены типографские станки и литеры. Впрочем, чуть позже последние были заменены изделиями нижегородского мастера Васюка Никифорова, ставшего фактически первым русским гравером.
Серьезные успехи, достигнутые Иваном Грозным благодаря становлению типографского дела, побудили его отдать приказ об открытии в 1563 году Московского печатного двора. Данное заведение щедро спонсировалось из царской казны, и уже практически через год в свет вышли печатные варианты «Апостола» и «Часослова». В их создании Иван Федоров принимал самое непосредственное и активное участие. Выходные данные этих изданий являются ярким тому подтверждением.
Несмотря на высокое покровительство, история становления и развития печатного двора была достаточно тернистой. Несколько раз он даже горел из-за поджогов, вину в которых похаживавшие в те времена слухи возлагали на монахов-переписчиков. Те, в свою очередь, стремились избавиться от более успешных конкурентов.
Причины, побуждавшие их к таким преступным действиям, имели под собой вполне реальное обоснование. Все дело в том, что набиравшее обороты печатание книг, давало возможности копировать гораздо больше текстов с несоизмеримо меньшим количеством ошибок, чем если бы все производилось по старинке, т.е. вручную. Фактически эти монахи таком вот образом лишались своего куска хлеба или, по крайней мере, размеры данного «куска» существенно сокращались.
Но прогресс, как известно, не остановить. И постепенно печатная форма распространения информации полностью вывела из оборота рукописные книги.
Иван Федоров вместе со своим соратником Петром Мстиславцем были вынуждены покинуть Москву и перебраться в Великое княжество Литовское.
Некоторые исторические источники утверждают, что поездка была обусловлена вовсе не гонением и даже не тем, что овдовевший Федоров, как представитель белого духовенства, по правилам того времени был обязан принять монашеский постриг и уйти в монастырь, но не сделал этого. Здесь побудительным мотивом к такому путешествию, скорее всего, стала политическая целесообразность.
Грозный отправил в соседнюю страну самого талантливого своего книгопечатника в виду постоянно нараставшей необходимости поддерживать православие в других государствах. В самой же Москве книгопечатание после этого не остановилось. Дело возглавил Андроник Невежа. Он руководил Московской типографией еще более 30 лет, вплоть до собственной смерти в самый разгар Смутного времени.
Литовский период жизни Ивана Федорова и Петра Мстиславца начался достаточно неплохо. Их обоих радушно принял в своем родовом имении Заблудове Гроднянского повета гетман Ходкевич. Он помог организовать на новом месте типографию, и уже в 1568 году из ее стен вышла книга под названием «Учительное Евангелие», которая представляла собой сборник бесед на богословскую тематику и толкований евангельских текстов. Спустя 2 года здесь же были изданы и «Псалтырь» с «Часословом».
Впрочем, успешная деятельность православных книгопечатников продолжалась, к сожалению, недолго. Все те же самые, уже упомянутые в этой статье, политические ветра полностью «выдули» из души и ума их литовского временного покровителя желание и далее способствовать в столь тяжелом, но при этом благородном деле. Дошло даже до того, что Ходкевич не в очень-то лицеприятной форме посоветовал Федорову и Мстиславцу бросить все и заняться земледелием, на что, последние, разумеется, не могли согласиться.
Было решено перебраться во Львов. Однако для продолжения собственного дела на новом месте понадобились большие деньги. Плюс к тому же столярный львовский цех наложил запрет на использовании столяров в типографском деле. За помощью в решении денежных проблем Иван Федоров обратился к богатым православным купцам, но ни один из них не откликнулся на его призыв, боясь навлечь на себя и свой бизнес гнев властей. Поэтому нужные средства небольшими партиями периодически поступали от отдельных горожан и местных священников. Ситуация стала меняться в лучшую сторону, когда в дело вмешались краковские типографы, под давлением которых городской совет поспособствовал выдаче Федорову разрешения на использование труда столяров.
По правде сказать, книгопечатная деятельность не очень-то задалась во Львове. Так же, как и в Москве, здесь пришлось прочувствовать на себе всю тяжесть недобросовестной конкуренции со стороны многочисленных переписчиков книг. В 1579 году ввиду постоянных финансовых затруднений типография была заложена Израилю Якубовичу под 411 польских злотых. История умалчивает, был ли этот залог в последствии успешно погашен или же все имущество все-таки перешло в ведение нового владельца.
Тем не менее именно в этом городе было опубликовано второе издание «Апостола», которое, в отличие от первого, содержало в себе написанное самим Федоровым послесловие. В нем рассказывалось о тех гонениях, которые пришлось пережить в Москве. Особо упоминалось, что не лично царь был виной тем нападкам, а его приближенные чиновники и высокопоставленное, а точнее сказать, рукоположенное, духовенство.
Еще одно знаменитое творение великого книгопечатника, «Острожская Библия», было уже создано в городе Острог, куда его пригласил князь Константин Острожский. Это первое, совершенно полное, издание библейских текстов на церковно-славянском языке.
Следует отметить, что Иван Федоров, равно как и все гениальные люди, был разносторонним человеком. Наряду с книгопечатанием он постигал азы литейного дела. При этом несмотря на то, что на протяжении определенного периода жизни имел духовный сан, он отливал пушки и даже изобрел многоствольную мортиру, состоящую из отдельных частей, которые по мере износа или из-за поломок можно было бы заменять на новые. Разработка оружия показалась ему настолько перспективным делом, что в 1583 году он решился на поездку по всей Европе с презентационными представлениями собственного уже далеко не мирного детища.
Историки утверждают, что в этот период Федоров посещал такие города, как уже давно ставший для него родным Краков, Вену и Дрезден. Везде он старался встречаться с именитыми людьми и рекламировал собственное изобретение. При этом вел беседы и переписки с умнейшими и просвещенными людьми своего времени. В частности, с курфюрстом саксонским Августом.
К сожалению, не сохранилось данных, насколько это путешествие было экономически успешным. Одно точно – именно оно подкосило здоровье и без того престарелого книгопечатника.
Иван Федоров скончался 5 (или 15 по новому стилю) декабря 1583 года. Был похоронен на кладбище Свято-Онуфриевского монастыря во Львове. К сожалению, место его точного захоронения на территории этой обители было утрачено еще в конце 19-го века и вплоть до наших дней по-прежнему остается загадкой.
Политическая целесообразность – вот тот самый бич, который преследовал Ивана Федорова на протяжении всей его жизни. С одной стороны, благодаря ей этот человек получил уникальный шанс заниматься любимым делом. С другой – вероятно, что из-за нее ему пришлось покинуть, как оказалось, навсегда свою любимую Родину. По этой же самой причине Федорову и его соратнику сперва благоприятствовали и даже способствовали в организации печатного дела на чужбине, а затем полностью отказали в помощи. Из-за этой же самой политической целесообразности Федоров не нашел материальной поддержки в те моменты своей жизни, когда остро в этом нуждался. Она же привела в самом конце жизни под крыло облагодетельствовавшего его князя Острожского.
Казалось бы, политические проблемы Ивана Федорова должны были уйти с его смертью в небытие. Однако события уже наших дней не дают возможности покоиться с миром праху этого по истине достойного и талантливого человека. Его личность могла бы стать одним из объединяющих начал для трех народов: русского, украинского и белорусского. Один из Президентов современной Украины даже присягал на Острожской Библии во время собственной инаугурации.
В такой ситуации остается только надеяться на то, что уже в обозримом будущем все изменится в лучшую сторону и биография Иван Федорова не будет больше использоваться в политической борьбе. Нельзя сказать, какой период его жизни был наиболее значимым: московский, литовский или последний, проведенный во Львове и Остроге? Наконец, есть стремление полагать, что об Иване Федорове снова вспомнят, как о человеке, который сделал, прежде всего, огромный вклад в развитие просвещения и науки на славянских землях!
О роли информационной войны в жизни Федорова смотрите в следующем видеоролике:
Возможно вам также будет интересно узнать, как заработать в интернете.