Краткая биография Ивана Дмитриева действительно может поразить. Поэт, баснописец, известный госслужащий – этот мужчина был по-настоящему талантлив и умен. Он оставил большой след в истории, и до сих пор его работы будоражит сердца. Уделяя массу времени творчеству, он добился многого в жизни и не отступал от своих принципов.
Содержание
Поэт был рожден 21 сентября 1760 года в Казанской губернии. Происходил из знатного рода Дмитриевых, проще говоря у его семьи были деньги и статус. Его мама Екатерина Афанасьевна (1737—1814 гг.), которая принадлежала роду Бекетовых, получила домашнего типа образование, долгое время училась в закрытом пансионе Ф. Ф. Кабрита.
По мнению современников, вся жизнь И.И. Дмитриева связана с литературой. Его папа, Иван Гаврилович, был образованным гражданином, имел большую библиотеку. Поэт с детства мог читать книги. Посещение книжных лавок было любимым занятием мальчика.
Восстание Пугачёва изменило жизнь поэта, семья Ивана из-за случившегося переехала в Москву. В 1772 г. юноша попал в Семёновский полк. В мае 1774 г. отец привез баснописца в Петербург, где он позднее окончил школу полковую. В 1776 г. Дмитриев получил звание унтер-офицер, в 1778 г. зачислен в сержанты.
Еще в детстве, поэт получил образование начального уровня в Казани и Симбирске. Несмотря на то, что Ивану было нужно выучиться, на дальнейшее образование у семьи не было денег. Мальчику пришлось вернуться в свою деревню.
Поскольку поэт очень любил получать знания, он продолжил обучаться на дому. Краткая биография И.И. Дмитриева рассказывает о том, что именно так юноша изучил французский язык и переводил большие романы. Иван мог бы стать примером для многих школьников, его не приходилось заставлять, он сам тянулся к знаниям и развивался.
Историки говорят о том, что поэт больше всего любил Лафонтена. Работы популярного литературного деятеля Иван не просто переводил, но и составлял рифмы, и художественным образом оформлял. Проще говоря, Лафонтен вдохновлял его.
Говоря о великом И.И. Дмитриеве, стоит отметить, что именно творчество Лафонтена изменило его жизнь. Поэту так понравились басни, автором которых являлся талантливый француз, что он начал сам работать в этом направлении. Однако удивляет то, что уже с первого раза у юноши стали получаться восхитительные басни и рассказы.
Работы Ивана, хоть и были практически все переведены с французского, считались лучшим украшением его литературного венка. Его изюминкой, несомненно, была сатира.
Сатирического типа направление видно во многих его работах, но особенно оно выделялось в «Чужом толке». Сатира эта была вызвана популярностью оды. Осмеивая одописцев, мужчина имел в виду не Ломоносова или Державина, а их подражателей, из которых большинство не только не обладало даром, но даже не понимало, в чём заключается сущность поэзии. Поэтому можно не осуждать Ивана за использование сатиры.
В различных учебниках краткая биография И.И. Дмитриева обязательно рассказывает своим читателям и о службе поэта.
В 1774 году юноша был забран на службу в Семеновский полк. Служба прошла хорошо. Иван нашел много товарищей, которые восхищались его умениями – у молодого парня получались великолепные рассказы, которые радовали сослуживцев.
Свои самые длинные повести Дмитриеву удавалось рассказывать так, что они не навевали тоску, а наоборот, вызывали интерес.
Именно этот период ознаменовывается этапом развития русского языка. Несмотря на то, что мало кто знает о творчестве Ивана, его вклад в развитие родного языка бесценен.
После повторного приезда Карамзина в Санкт-Петербург, Иван Дмитриев познакомился с уже известным литератором. Юный баснописец восхищался работами Карамзина, считая его самым лучшим из всех литераторов.
Иван часто общался с Карамзиным, и считал его своим учителем. Вместе мужчины обдумывали формирование общего журнала, где они бы публиковали самых лучших, пусть и неоцененных поэтов и писателей.
Спустя время Карамзин все же выпустил «Московский журнал». Именно в этом издании и начали публиковаться стихи И.И. Дмитриева для широкого круга.
Во время пожара в типографии в 1810 г. сгорел один тираж его «Сочинений». Чтобы хоть как-то возместить потери книжного торговца, поэт отдал ему права на издание своих сочинений. Кстати, экземпляр этого несчастного тиража, чудесным образом сохранился и находится в отделении редких книг Самарской областной библиотеки. Если вы живете неподалеку, у вас есть возможность заглянуть в это место.
Говоря о биографии И.И. Дмитриева, многие литературоведы отмечают тот момент, что Карамзин действительно неплохо обучил поэта. Читая сочинения Ивана, можно заметить, что многие мысли юноши сходились с идеями самого Карамзина. Поэтому можно прийти к выводу, что баснописец стал последователем известного литературного деятеля.
В 1777 году стала развиваться творческая карьера Дмитриева. Начало было ознаменовано публикацией стихов в популярном издании «Санкт-Петербургские ученые ведомости». Сам же поэт смотрел на все иначе: все сочиненное до 1791 года он называл пустышкой и бессмыслицей.
В 1792 году вышел сонет Ивана «Стонет сизый голубочек». После этого поэт стал узнаваемым в литературных кругах, его творчество начали ценить.
Вскоре появилась комедия Дмитриева «Модная жена», которая тоже понравилась многим людям. Весь свет России стал цитировать и декламировать работы Ивана, что уже указывало на успех.
Литературно-историческое значение его работ было прекрасно определено В.Г. Белинским, который о нем говорил: «Русская версификация в стихотворениях Ивана сделала серьезный шажок вперед: в свое время они считались очень гладкими и гармоническими. Вообще стихи Дмитриева намного лучше стихов Карамзина. Поэта можно назвать работником и помощником Карамзина в деле изменения родного языка и русской литературы: что Карамзин делал в отношении прозы, то Иван делал в отношении к стихотворству».
Несмотря на то, что Дмитриев добился многого в плане творчества, он также не забывал про службу государству. В 1789 году Иван стал подпоручиком, в 1790-м – поручиком, в 1793-м – капитаном-поручиком. Служба выматывала все силы, поэтому поэт часто просил об отпуске, а когда ему его предоставляли, он возвращался в деревню.
В 1796 году Иван стал капитаном гвардии, однако он понимал, что служба – это не та работа, которая ему нужна. Баснописец даже однажды ушел, но в связи с гибелью Екатерины II ему пришлось перебраться в Петербург и снова начать служить.
В 1798 г. мужчина получил чин советника статского. Он заявил генерал-прокурору Сената о необходимости изучить и поправить некоторые переводы, перевести законы, и все это напечатать, но про это забыли. Пережив эту неудачу и другие проблемы, Иван 30 декабря 1799 г. вышел в отставку, переехал в Москву, где приобрел себе деревянную постройку с маленьким садом, у Красных ворот, и снова занялся литературой.
Публиковал новейшие стихотворение в журнале Карамзина «Вестник Европы», приготовил издание своих «переводов и сочинений» в 3 томах (М., 1803, 1805).
В 1805 году у мужчины в гостях побывал начинающий баснописец Крылов, показал свои работы. Иван прокомментировал басни: «Это истинный ваш род, наконец, вы смогли найти его». Крылов после слов поэта закрыл глаза на свои предубеждения и стал писать басни.
По просьбе Александра первого Дмитриев вернулся на службу, в феврале 1806 г. стал сенатором седьмого (Московского) департамента Сената. На этом посту выполнял разные важные поручения. Так, в 1807 году ему нужно было следить за сбором земского ополчения в разных губерниях. Вначале 1808 г. он был отослан в Рязань для проведения следственных мероприятий и восстановления справедливости. После завершения этого дела его попросили «исследовать дела Костромского губернатора Пасынкова», прославившегося различными злоупотреблениями.
В 1809 г. встретился с юным А. Пушкиным. Произошло это в усадьбе графа Бутурлина, на Яузе. Поэт сказал о Пушкине: «Взгляните, ведь это настоящий арапчик». Позже он поспособствовал поступлению Александра в Царскосельский лицей. Удивительно, но практически все талантливые люди того времени были знакомы с Пушкином.
В 1810 году Иван стал членом совета государственного. С января 1810 г. по август 1814 г. был министром юстиции. Стремился наладить работу судебных органов, сделал многое, чтобы ускорить делопроизводство, сократил несколько инстанций и постарался устранить некоторые нарушения. Также поэт попытался улучшить личный состав чинов судебных.
Занявшись, вместе с министром финансов, разбором торгов по откупу винному, он поднял доход казны на несколько миллионов, за это ему выдали орден Святого Невского и премию в 50000 рублей. Не каждый мог сделать такое за короткий промежуток времени.
Не забыв об издании переводов, приказал изменить и распечатать в 1811 г. перевод Литовского Статута. По его желанию была учреждена Комиссия для изучения переводов уложения грузинского царя Вахтанга и Комиссия для разбора незавершенных дел Финляндии.
Работая министром, он пытался избегать интриг и поступать законно, но из-за этого появилось много проблем. Сначала разгорелась ссора с Державиным, заявление которого «по закону нельзя было удовлетворить». Потом из-за столкновений с управляющим делами Комитета министров П. С. Молчановым и иными сановниками, а также из-за доносов был вынужден уйти.
На прощальной аудиенции Александр первый очень мило принял его и спросил: «Даешь ли слово со временем вновь вернуться?». Но Иван ответил прямо, что он многое пережил, и не сможет дать слово.
После ухода со службы окончательно переехал в Москву, где ещё в конце 1812 г. приобрел участок у Патриаршего пруда, и приступил к возведению строения по проекту популярного архитектора А. Л. Витберга, автора первого проекта храма Христа Спасителя. В 1816—1819 гг. был председателем комиссии, которая выдавала пособия жителям Московской области, разоренным из-за непредвиденных обстоятельств.
Всего комиссией было изучено 20 959 заявлений, из которых одобрили 15320, было потрачено 1 391 280 рублей. За эту деятельность был в 1818 г. награждён чином тайного советника и орденом св. Владимира 1 степени. После этого поэт решил покончить со службой.
Последние годы своей жизни мужчина провёл в Москве. Он мало творил, написал несколько басен и литературных мелочей, потом просто менял старые стихи для новых переизданий. Трудился над мемуарами («Взгляд на мою жизнь»), они закончены были только в 1825 г., а впервые напечатаны в 1866 г.
Иван Дмитриев умер пятнадцатого октября 1837 года. Мужчину похоронили в Москве, на Донском кладбище.
Несмотря на то, что Иван жил довольно долго, но, как писатель, сделал не так уж и много. Его деятельность литературная продолжалась всего 33 года (с 1777 по 1810 гг.). Но из этого времени можно исключить подготовительные 14 лет, когда он писал практически без знания теории и без руководства, при самой неблагоприятной, казарменной обстановке.
Получается, серьезная литературная работа его продолжалась всего 12 лет, но усиливаясь, всякий раз, когда его товарищ Карамзин появлялся на горизонте.
Как человека, Дмитриева хорошо описал Погодин: “В ранге действующего тайного советника, он обожал литературу; с 3 звездами, он приезжал на различные научные собрания; министр юстиции, он оставил после себя лишь 600 родовых душ; русский помещик — без задолженностей; поэт, прекративший творить вовремя; старик, с которым всегда приятно было провести время, приветливый, ласковый” (“Взгляд на мою жизнь”).
Многие современники считали книжного типа собрание И. Дмитриева «порядочным и прекрасным», а Батюшков назвал библиотеку поэта «храмом вкуса».
После смерти Ивана, библиотека перешла к его племянникам, часть была распродана, часть была передана Н.А. Нефедьевым (супругом племянницы поэта – Софьи Федоровны) в общую библиотеку Самары, что составило базу сегодняшней Самарской областной научной библиотеки.
Четыре из них и на данный момент находятся в фонде отделения редких книжек: три из них имеют автограф: «IDmitrieff» и одна с дарственной надписью баснописца. В 2002 году эти прекрасные книги попали на родину И. Дмитриева – в село Троицкое, жители могли насладиться книгами, которые держал в руках поэт. Кстати, на аукционе книжки Дмитриева стоят 600-800 долларов.
Даже если вы знакомы с творчеством Ивана Дмитриева, наверняка вы не знали следующие факты:
Что из этого списка больше удивит читателей сложно предсказать, но одно можно сказать точно, жизнь у поэта была насыщенная.
Значимость личности нашего литературного деятеля в истории подтверждает книжка Шепелёва Л.Е. «Чиновний мир России: XVIII – н. XX в.», 1999 г. Ее автор разбирает 3 века русской истории, и Дмитриев там не потерялся. Поэт был в числе первых министров при формировании «Общего учреждения министров». А в 1812 г. попал в особенный комитет, который должен был создавать правила связанные с чинами, т. е нужно было установить порядок, чтобы на процесс не влияла родословная.
Приходилось нашему деятелю исполнять нетрадиционные, но не менее важные государственные дела, к примеру, утверждать «Представление» о мундире своего министерства. Кстати, подобной работой занимались и Екатерина II, и Павел I, и Николай I.
Дмитриев И.И. мог похвастаться долголетием, ведь он 77 лет прожил на нашей земле. Мужчина пережил многих монархов – Павла I, Николая I, Александра I, Екатерину II. Только Дмитриева они очень любили. И дело здесь не только в его заслугах на разных поприщах.
Родовому древу поэта, мог позавидовать каждый, ведь он прямой потомок Рюрика по отцовской линии, а родовитость в 18-19 веках ценилась больше, чем деньги. Этому есть прямое подтверждение – рукописная родовая роспись (копия), обнаруженная работниками центральной библиотеки в 2010 г. и отданная Троицкой сельской библиотеке-музею.
Хотите узнать еще больше о биографии Ивана Дмитриева, посмотрите следующее видео:
Возможно вам также интересно узнать биографию Георгия Жукова.