Биография Галины Улановой

Биография великой артистки и балетмейстера Галины Улановой рассказывает, где она родилась и как добилась успеха в творчестве

Галина Уланова – прима советского балета, народная артистка СССР, обладатель различных государственных премий и международных наград, прекрасный педагог. Далеко не все знают, чего добилась при жизни Галина Уланова, биография рассказывает обо всех ее достижениях.

Содержание

Галина Сергеевна Уланова была рождена 8 января 1910 года в Петербурге – скончалась в марте 1998 года в Московской области. Галина – известная артистка, балетмейстер, преподаватель и самая титулованная балерина за всю историю советского балета. Отец – С.Н. Уланов, режиссёр балета.

Мама – М.Ф. Романова, балерина, преподаватель классического танца, работала в театральном училище. Родственники выступали в антрепризе А. Павловой. Галина с детства знала, что такое балет, и как сложно добиться зрительской симпатии, а также получить ведущую партию. Наверное, изначально Галине Улановой было предначертано стать танцовщицей, ведь она появилась на свет в семье артистов балета.

Детство и юность девочка провела в культурной столице. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших ее шоу на сцене, хотя бы в записи, смог бы предположить, что эта милая изящная девушка была настоящим сорванцом.

Дело в том, что родители хотели, чтобы родился сын, поэтому папа, так и не настроившийся на жизнь с девочкой, прививал дочке мужские увлечения. Они вместе отправлялись на рыбалку, искали червяков, делали сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачный участок и соседские девчонки звали ее поиграть в куклы или полепить куличики в песочнице, она с гордостью отвечала, что лучше будет стрелять из лука и лазить по деревьям.

После революции родственники решили отправить ее в балетное училище – прежде всего, из-за финансовых проблем семьи: в отличие от остальных школ, это был интернат, Галя была бы на обеспечении государства, нормально одета и сыта. Ей было тогда всего 9 лет.

Сначала Уланова никак не могла привыкнуть к новому дому: в первое же утро она пыталась убежать. Мама навещала ее регулярно, а девочка рыдала, уткнувшись ей в колени. Но именно в тот период жизни она запомнила слово «должна». Галина говорила: «Я должна… Эта формула в моей голове появилась куда раньше, чем стремление к творческой деятельности и чем желание работать на балетной сцене».

Итак, в возрасте 9 лет девочка смогла попасть в Петроградское театральное училище (позже – хореографический техникум), где главными её учителями стали – Мария Романова (у неё Галя училась первые 6 лет), а потом Агриппина Ваганова. Женщина прохладно относилась к своей новой ученице, которая сначала явно не входила в список лучших. Однако ближе к выпуску Ваганова поняла, что всё это время обучала талантливую балерину.

В 18 лет Уланова окончила хореографического типа училище и в том же 1928 году, практически сразу после выпускного спектакля, попала в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета.

Первое время юной балерине было трудно выходить на сцену, она очень боялась зрителей, но позднее страх отступил. Галина всегда была очень недовольна своей работой, особенно в начале карьеры, и это стало стимулом для многочасовых репетиций, после которых вещи девушки можно было отжимать, настолько сильно все было пропитано трудовым потом.

В 19 лет балерина получила уже свою первую ведущую партию – Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», и потом именно ее танцевала до конца жизни.

Если вы хотите посмотреть на балерину глазами ее фанатов, запустите следующее видео:

С первого выхода на сцену Галина Уланова привлекла внимание людей. Уже через год она впервые станцевала ведущую партию.

Довольно быстро Галина стала незаменимой балериной, а ее работа с Константином Сергеевым, прославившаяся на весь мир в тридцатых годах, до сих пор является образцовой. В «Мариинке» танцовщица трудилась до 1944 года.

Она танцевала основные партии в таких известных постановках, как «Жизель», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан» и так далее. Но самым важным достижением девушки в те годы считается образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», который она сформировала в 1940-ом году. Знатоки балетного искусства из самых разных уголков планеты все еще называют ее танцы эталоном.

Во время ВОВ и ленинградской блокады балерина часто выступала перед солдатами в больницах Перми, Алма-Аты, Екатеринбурга. В Казахстане она работала и на сцене Алма-Атинского государственного театра, за это в 1943 году она получила звание Народной артистки. Через год танцовщица уходит в московский Большой театр. По этому поводу Галя позже сказала, что она ни за что не покинула бы любимую сцену Ленинграда, но все решили за нее люди «сверху» – из Центрального комитета. Все было довольно строго: или девушка танцует на главной сцене России, или не танцует вообще.

Несмотря на трудности, в Большом театре талант Гали засиял новыми красками. Шоу с ее участием становились жемчужинами театра, а сцена сумасшествия Жизели в балете была признана вершиной трагедии. Именно с Большим театром танцовщица впервые отправилась на гастроли за рубеж.

В зале Венского театра оперы ей рукоплескали стоя, а в Лондоне девушка и вовсе произвела фурор. Британские СМИ на следующий день писали, что такого успеха не имела ни одна прима со времен великой Анны Павловой. Причем необходимо выделить, что Галине на тот момент было 46 лет.

Через 4 года балерина в последний раз выступила на сцене. Она представила фанатам балет «Шопениана» и завершила балетную карьеру. Но в Большом театре она продолжила работать. До конца своей жизни лучшая балерина страны оставалась там на должности преподавателя. Среди ее учеников были такие известные звезды, как Н. Цискаридзе, Н. Семизорова, И. Прокофьева и много других артистов. Еще женщина взаимодействовала с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета.

Кроме того, прима в качестве председателя жюри судила Международного типа конкурсы, причем не только в Московской области, но и в болгарской Варне. Кстати, на одном из официальных фестивалей она оценила выступление еще одного великого артиста – Мариса Лиепу.

Многие Галину Уланову называли богиней, хотите узнать почему? Посмотрите следующий видеоролик:

В первый раз Сталин увидел Галину в «Эсмеральде». Тогда юная артистка отыгрывала роль Дианы. По сценарию девушка должна была прицелиться из лука прямо в сторону ложи, где располагался государственный деятель. Галя, перед тем как выполнить эту манипуляцию, на секунду замерла – она ведь реально понимала, что за это НКВД могло обвинить ее в покушении на вождя. Но, к счастью, все прошло хорошо. Сталин был потрясен шоу и даже пригласил к себе в Кремль на прием всю труппу.

В Кремле был банкет, после которого Галину пригласили в зал и усадили рядом со Сталиным. Позже журналисты у балерины поинтересовались, не боялась ли она сидеть рядом с вождем. Девушка ответила, что ей было не страшно, а очень неловко из-за высокого статуса Иосифа Виссарионовича, который находился рядом.

Государственный деятель очень ценил талант балерины, поэтому ей 4 раза выдавали Сталинскую премию. Но звания и даже все восхитительные титулы не смогли заставить танцовщицу подчинить свое творчество политическому строю. Удивительно сильной была Галина, многие бы без нареканий выполнили приказ, но девушка не хотела подчиняться государственной власти.

В 1940 году на премьере известного спектакля «Ромео и Джульетта» снова выделилась Уланова. Играла она тогда, естественно, главную роль. Ромео в новой постановке исполнил Константин Сергеев. Долго работая и вместе переживая сюжет, артисты влюбились. Чувства между парой вспыхнули очень серьезные. Константин уважительно относился к Галине, поэтому всегда называл ее на «вы».

К сожалению, отношения не смогли продлиться долго, так как танцовщицу перевели в Москву. В итоге дуэт распался. Но это далеко не последний роман в жизни женщины.

Послевоенные годы серьезно сказывались на жизни Галины. Для девушки переезд в Москву стал ударом. Ведь она должна была не только забыть о любимом месте работы, но и о своем молодом человеке.

Родственников в столице у артистки не было, поэтому жить приходилась ей в гостиницах. Галине в городе жилось хорошо, ведь ее баловали вниманием, прекрасным отношением, наградами и званиями. Уланова осознавала, что в Москве из нее желают сделать «столбовую дворянку».

Это ее пугало, но больше смущало то, что государство хотело связать ее любовь к творчеству с политикой. Однажды секретарь парткома Большого Театра попросил балерину поблагодарить руководство государственной власти от имени артистов за содействие в вопросах творчества. Уланова наотрез отказалась, сказав напоследок, что она занимается балетом, а не политикой.

О личной жизни Галина не любила распространяться, счастье любит тишину, как говорится. Известно было только то, что все мужчины балерины были солидными людьми. В первый раз она вышла замуж очень рано. Мужем ее тогда стал Исаак Меликовский. Второй брак тоже быстро распался. Позже Уланова призналась, что ее болью были не загубленные отношения, а отсутствие детей. В своей бездетности артистка винила родственников, которые убедили девушку сделать ставку не на детей, а на карьеру.

Радостью и настоящим счастьем для Галины стал режиссер Иван Берсенев. Этот молодой человек подарил артистке 2 ярких года совместной жизни. Любил Иван двух дам – Уланову и жену. Именно они вдвоем и плакали из-за смерти Ивана Берсенева, который скончался в сравнительно молодом возрасте.

После этого сердце Галины захватил Вадим Рындин. Он, как и другие мужчины артистки, восхищался ей. Но Вадим очень любил выпить, смириться с этим девушка так и не смогла. Также мужчина был очень ревнив, что поначалу даже льстило.

Однажды танцовщицу в уже зрелом возрасте журналисты спросили, о чем она жалеет в своей личной жизни. Галина ответила, что всегда хотела иметь крепкую семью, одного мужчину на всю жизнь, которому бы отдалась полностью. Также звезда призналась, что вообще не умеет готовить, но мечтает исправить это недоразумение после окончания карьеры.

Галина была действительно уникальным человеком. Осознавая это, президент комиссии танца ЮНЕСКО решился открыть в Стокгольме монумент Улановой. Интересно то, что памятник был возведен еще при ее жизни.

На открытии памятника Галина присутствовала. Но из-за природной скромности, она постоянно прятала лицо в свой воротник, повторяя себе, что памятник воздвигли не ей, а великой силе балета.

Советскую балерину любили практически все. Помимо памятников и мемориалов есть и удивительные проявления благодарности. Цветоводы из Голландии вывели в ее честь сорт тюльпанов «Уланова», крымские астрономы назвали астероид ее именем, ЦБ России выпустил монетку с профилем Улановой.

Неудивительно, что Уланову ценят даже после смерти. Что же скажут о ней другие кумиры?

В семидесятилетнем возрасте артистке посчастливилось пообщаться с журналисткой Агафоновой. Она была младше Галины на двадцать лет. Впоследствии женщины начали дружить. Уланова разрешила Агафоновой стать ее секретарем. После этого они съехались и начали вместе жить, что породило много сплетен.

Таня помогала балерине во всех бытовых вопросах, но дружбу разрушила внезапная смерть Агафоновой. Ее Галина очень тяжело переживала. Для примы потеря подруги была подобна потере единственного ребенка.

Далеко не все знают, что любила Галина Уланова, было ли у нее хобби. Существует список интересных фактов, который поможет вам лучше узнать балерину:

После кончины Агафоновой, балерина где-то двенадцать месяцев провела в больнице. Когда ее здоровье восстановилось, она стала проводить время в одиночестве. Все чаще в квартире звезды стали появляться ее старые друзья. После долгого молчания в 1995 году женщина заговорила о своей биографии.

Слушавшие жизненные истории граждане поражались ее искренности и душевности. В 1997 году Уланова совершила последнюю в своей жизни поездку в родной Петербург. Путешествуя по культурной столице и осматривая новые здания, она решила заехать на кладбище, где были похоронены ее родственники. С грустью осматривая памятники близких, она мечтала быть похороненной вместе с ними. Но желание не сбылось.

Последние годы артистка жила скромно в огромной квартире, которая находилась на Котельнической набережной. Интересно, что обставила комнаты она мебелью, сохранившейся еще от семьи. За материальными ценностями Галя никогда не гонялась, не имела ни дачных участков, ни машин, а главным сокровищем считала своих учеников.

Скончалась талантливая балерина СССР в 1998 году. Улановой было полных 88 лет. Похоронили звезду балета на Новодевичьем кладбище. За несколько лет до своей смерти известная балерина полностью сожгла дневники, в которых она рассказывала о судьбе и личной жизни, также были уничтожены личные фотографии. Сделала это женщина для того, чтобы после кончины не быть объектом бурного обсуждения.

В 2004 году квартиру, в которой проживала танцовщица, сделали домом-музеем. Через несколько лет о великой балерине были написаны книги и сняты документальные картины «Одиночество богини» и «Мир Улановой».

Несмотря на сложную судьбу, многого добилась Галина Уланова. Биография поможет узнать артистку лучше со всех сторон и оценить ее вклад в современное искусство балета.

О том, как уходили кумиры, в том числе и Г. Уланова, смотрите интересное видео:

Возможно вам также будет интересно узнать биографию Николая Цискаридзе.

21 мая 2023, 15:01 | Просмотры: 7839

Добавить новый комментарий

Для добавления комментария, пожалуйста войдите

0 комментариев